
Константинова Айыына Анатольевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Кюереляхская СОШ им. С.Г. Коврова", Горный улус
Читать — значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл…»
К.Д. Ушинский
Введение
Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентно-способной личностью. К сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации.
А падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на сегодняшний день наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально — но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.
Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Да, мы не можем объять необъятное, но мы можем в каждом своём ученике раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.
Что же такое читательская грамотность? Возьмем за определение положение исследования PISA – это способность обучающихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии их, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Главное, конечно, это понимание и умение правильно использовать прочитанное для достижения жизненных целей.
Сказать, что современные дети не читают, нельзя. Они читают, но что? Сейчас очень сильно изменился репертуар книг для детского чтения. Современный ребенок больше склонен к чтению книг такого направления как: фантастика, юмор, ужастик, детективы, комиксы и многие другие направления, но он практически не читает поэзию и классику.
Причины падения интереса к чтению
В чем же тогда причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентно-способная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?
На мой взгляд, их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба). Под наиболее главными причинами я бы хотела отметить:
- Не заинтересованные родители в воспитании (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а от сюда нет примера и нет результата)
- Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)
- Не читающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).
Как тогда учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Как помочь школьнику не утонуть в огромном потоке информации и научить его самому видеть необходимость в чтении и поиске нужной, точной информации?
В чем же тогда сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира? Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
Модель выпускника средней школы
Почему же уделяется огромное внимание читательской грамотности? Давайте рассмотрим модель выпускника средней школы. Каким он должен быть?
Выпускник средней школы должен обладать определенными способностями, то есть:
- Управленческие (способность к решению возникших проблем)
- Информационные (способность к самообразованию на протяжении всей жизни)
- Коммуникативные (владение устной и письменной речью на родном языке и других языках)
- Социальные (готовый к взаимодействию в обществе)
- Личностные (обладающий способностью самоорганизации, самореализации)
- Гражданские (патриот своего государства; знающий и владеющий своими гражданскими правами)
- Технологические (эффективный пользователь технологиями разного направления)
Глядя на модель выпускника можно сделать вывод, что сегодня потребность общества в «человеке читающем» — homolegens. Поэтому чтение – это фундамент в воспитании, образовании и культурном развитии личности. Чтение – это инструмент, при помощи которого человек познаёт окружающий мир, приобретая новые знания, применяя их для решения поставленных задач и обогащения своего жизненного опыта. Опираясь на выше сказанное можно сказать, что чтение – это многофункциональный процесс, направленный на развитие речи человека, развитие души (учит состраданию, чуткости, милосердию), это толчок к творчеству (создать что-то своё), развивает умение пользоваться информацией (отбирать, находить нужный источник).
На основе выше изложенного делаем вывод, что чтение – сложный процесс и самому ребенку не под силу с ним справиться. Вот здесь на помощь приходим мы – учителя, готовые помочь ребёнку не утонуть в огромном мире информации и сложном процессе чтения, а стать пловцом в море информации и быть готовым к постижению новых потоков информации и научиться направлять потоки информации в нужное русло для решения поставленных задач и проблем.
Для этого применяю самые современные технологии, направленные на саморазвитие школьников, такие как, технологию развития критического мышления. Урок по технологии критического мышления помогает организовать диалог читателя и автора, погрузить ребенка в мир художественного произведения, способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, умение работать с информацией, анализировать различные жизненные ситуации, умение принимать взвешенные решения, способность к разумному творческому мышлению.
Рекомендуем пройти курсы:
Приемы формирования читательской грамотности
Прием "Чтение - суммирование в парах"
Чаще используется для изучения нового материала. Лучше этот приём применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение, 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца XIX — начало XX веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.
Прием "Синквейн"
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
- Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
- Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
- Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
- Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
- Слово — синоним. Фантазия, выдумка.
Прием "Чтение с остановками"
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Прием "Верите ли Вы, что..."
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
Прием "Работа с вопросником"
Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Прием "Знаю, узнал, хочу узнать"
К этому приёму можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приёмом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием "Мозговой штурм"
Этот приём позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Прием "Уголки"
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой приём учит детей диалогу, культуре общения.
Прием "Написание творческих работ"
Приём хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
Рекомендуем пройти курсы:
Прием критического мышления "Создание викторины"
К этому приёму обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.
Прием критического мышления "Логическая цепочка"
После текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Кластер ("гроздь")
Суть этого приёма критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определённом порядке в виде грозди. Использовать этот приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» — графический приём систематизации материала. Правила его применения очень просты.
Выделяем центр — это тема, от неё отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.
Организуя работу со школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Советы по работе с «гроздьями»
Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.
Технология развития критического мышления
Применение данных приемов критического мышления на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Технологию развития критического мышления использовала на уроке литературе в 6 классе по теме: В. А. Закруткин «Матерь человеческая» (фрагмент из повести).
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.
1 этап – «Вызов», на котором ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап – «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап – «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
На стадии «Вызова» обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?
- Не было бы у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?
Прогнозирование по названию.
— Фрагмент из повести «Матерь человеческая». Как вы думаете, о чем отрывок?
Такой прием повышает интерес к чтению.
Потом работаем с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема «вызов-осмысление, размышление». Учащиеся получают следующий алгоритм работы:
- Чтение текста от «остановки до остановки»;
- Вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке»
- Ответ – предложение, его обоснование.
Итак, читаем текст с остановками, отвечая на вопросы ,делая соответствующие выводы.
На завершающей стадии урока в режиме технологии критического мышления – стадия рефлексии.
На стадии рефлексии проводится групповая творческая работа.
Задания группам могут быть такими:
Группа 1. Эссе по впечатлениям от рассказа.
Группа 2. Сочинение-рассуждение об идее произведения.
Группа 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета. Докажите, почему это так.
Группа 4.Напишите, как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению «убить убийцу» «во имя высшей справедливости».
Технология проблемного обучения.
Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.
Проектная технология.
Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.
Игровая технология.
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:
- «Мим-театр» — изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
- «Крестики-нолики» — работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).
- «Древо мудрости» — сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Информационно-коммуникационная технология.
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей среднего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.
Здоровьесберегающая технология.
Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.
Личностно-ориентированная технология.
На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Особенностями этой технологии являются:
- Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
- Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
- Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
- Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
Приемы интерактивного обучения.
Интерактивное обучение-взаимодействие учителя и ученика и включение самостоятельно полученных учеником знаний в учебный процесс. При этом наиболее активную роль отводится учащимся.
Одной из форм организации работы являются разноуровневые Карточки-задания, которые воплощают дифференцированный подход в обучении.
Для сильных учащихся-категории А, для средних учащихся — Б и для слабых учащихся-категории В.
Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания.
Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке. С такими карточками я работаю на уроках по изучению больших по объему произведений: Л.Н. Толстого «Война и мир» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», а в 11 классе по роману М.Шолохова «Тихий Дон». Ведь вы знаете, Коллеги, что большая проблема для школьного изучения объемных произведений — это то, что учащиеся не читают их. Данные карточки помогают ученику осознанно включать свои знания, добытые им дома, в урок, чувствовать свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений.
Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.
Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.
В моей практике стали традиционными библиотечные уроки. Проводила уроки в школьной библиотеке по творчеству Достоевского, Астафьева, Пастернака и др.
При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Литература и русский язык — это звенья одной цепи. И задача у них одна: научить свободному владению русским литературным языком. А этого можно достичь, работая с образцами русской словесности. Поэтому на уроках русского языка я использую художественные произведения. Давая семиклассникам тему «Наречие», прошу их выписать предложения с наречиями из повести «Тарас Бульба» и определить их роль в тексте. В 10 классе провожу лабораторную работу «Наблюдение над лексическими средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы «Мёртвые души». На уроках русского языка в 11 классе анализируем тексты И.А.Бунина, пишем изложение «Отчий край Сергея Есенина» В старших классах упор делаю на обучение созданию собственных текстов, подготовке к экзаменационному сочинению.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно осуществлять деятельность учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме;
Функциональная грамотность – это умения определённого типа, которые сформированы на знаниях. А развиваться данные умения будут только тогда, когда учащиеся вовлечены в деятельность; когда они могут самостоятельно ориентироваться в учебном процессе, а также видят и могут оценить свои результаты; социальная среда является помощником в его деятельности (работа в группах), учиться общаться («чувство локтя»).
На каких уроках заниматься развитием читательской грамотности? Хотелось бы отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.
Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и книге, передавая детям свои читательские навыки. Но, как говорится, «один в поле не воин». Поэтому родители тоже не должны оставаться в стороне, а принимать активное участие в формировании читательской грамотности детей. Роль семьи в данном направлении очень велика. Если семья читающая и ребенок видит перед собой пример, то он это улавливает и впитывает.
Хотелось бы порекомендовать родителям следующие формы работы, которые помогут им прививать интерес учащихся к чтению:
- Совместное чтение книг вместе с ребёнком;
- Чтение вслух, когда родители слушают то, что им читает ребёнок
- Чтение родителями книг детям;
- Совместная покупка книг;
- Проводить беседы после чтения (выяснить что запомнил ребёнок, кто из героев ему более симпатичен, кого бы из героев он взял в друзья и почему)
- Читать самим, подавая пример ребёнку
- Попросить нарисовать то, что ребёнок запомнил или ему больше всего понравилось
- После просмотра мультфильма или фильма, предложить ребёнку прочитать данную историю, чтобы убедиться в её достоверности или найти разницу между произведением и его экранизацией.
Главное, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к чтению и задача наша и родителей научить ребёнка любить книгу. Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.
Использованная литература
- Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013г.
- Интернет-ресурс https://znanio.ru/media/master-klass-priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-2794218