Семенова Саргылана Васильевна,
учитель-логопед
МОБУ СОШ № 5 им. Н.О. Кривошапкина, г. Якутск
Использование интерактивных компьютерных игр в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста
Среди причин нарушений речи у детей младшего школьного возраста ведущее место занимает недостаточное развитие фонематических процессов. В своих научных трудах Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова рассматривали предположение о том, что в большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии у учащихся младших классов является недостаточное развитие фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Данные нарушения могут выражаться в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности установить позицию заданного звука в слове, трудностей в определении количества и последовательности звуков, слогов в слове. В письменной речи характерны специфические ошибки в виде пропуска, перестановки, добавления, вставки букв и слогов в слове. Такие проявления свидетельствуют о несформированности представлений о звуковом составе слова, трудностях в операции мысленного расчленения слогов и слов на составные элементы (фонемы, слоги).
Одним из средств современного коррекционного обучения являются компьютерные технологии, ценность которых заключается в их интерактивности. Ряд исследований О.И. Кукушкиной, О.Е. Грибовой, Л.Р. Лизуновой и др. показали важную роль использования компьютерных игр в логопедической работе:
— мотивируют и стимулируют детей к занятиям;
— активизируют их познавательную деятельность;
— позволяют достичь более прочного, осознанного усвоения учебного и речевого материала за счет образного восприятия и усиления эмоционального воздействия;
— обеспечивают дифференцированный и индивидуальный подход, позволяющий учитывать структуру и характер речевого нарушения ребенка, а также его психические и личностные особенности:
— повышают качество образовательного и коррекционного процессов посредством дидактических возможностей компьютерных технологий.
Фабрикантова Е. В., Полянская Е. Е., Ильясова Т. В. отмечают, что при использовании компьютерных технологий появляется интерактивный партнер как для обучаемого, так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется учителем, учеником и интерактивным средством обучения.
Представляемые интерактивные компьютерные игры по развитию фонематических процессов разработаны при помощи программы Microsoft PowerPointи и используются на индивидуальных, подгрупповых логопедических занятиях с учащимися младшего школьного возраста.
Развитие фонематического слуха осуществляется с помощью игры «Белка в дупле». На экране появляется изображение спящей белки в дупле, которой снятся разные предметы. Ребенку предлагается прослушать название картинки и определить наличие звука [л] в слове (речевой материал: ландыш, щука, ветка, жёлудь, облако, жук, палка дятел, ласточка, медведь, осел). При правильном ответе в верхней части монитора на протянутой веревочке появляется грибочек. В случае отсутствия звука в слове предлагается кликнуть на белку, которая переворачивается на другой бочок. При ошибочном ответе картинка «мигает».
На автоматизацию заданного звука в слове и формирование умения определять позицию звука в слове направлены игры «Цветочная клумба» и «Буратино в школе». Ребенку предлагается посадить вместе с мишкой цветы в клумбу. Ребенок называет появляющийся предмет в белой рамочке (речевой материал: шапка, мишка, малыш, пушка, шина, мышь, мешок, карандаш) и определяет место звука [ш] в слове, кликнув на соответствующую клумбу: на первую клумбу – если заданный звук стоит в начале слова, на вторую — если заданный звук в середине слова, на третью – если заданный звук в конце слова. В случае правильного выбора ответа на клумбе появляется цветок, при ошибочном – клумба мигает.
В игре «Буратино в школе» на мониторе появляется изображение Буратино и раскрытой книги. На левой части книги, при клике компьютерной мышью, поочередно появляются изображения предметов. На правой части книги расположена схема слова. Ребенку предлагается помочь Буратино назвать картинку в книжке и определить место звука [р] в слове, кликнув на соответствующую клетку схемы. При правильном ответе на схеме слова появляется оценка пять, при ошибочном выполнении – клетка схемы крутится (речевой материал: робот, топоры, костер, жирафы, розы, корона, повар, рысь, радуга).
Игра «Поймай рыбку» способствует формированию умения определять количество звуков в слове. На экране появляется изображение рыбака, сидящего в лодке. Ребенку предлагается помочь рыбаку поймать рыбку, для этого необходимо назвать на изображение картинки в белой рамочке и кликнуть на проплывающую рыбку, если слово состоит из трех звуков. При правильном ответе рыбка перемещается в ведро, при неверном – рыбка мигает (рак, корона, пар рог, топор, сыр, забор, шар).
Автоматизации отрабатываемого звука и формированию умения определять количество слогов в слове способствуют игры «Грузовики» и «Пароходы». Цель игры «Грузовики» заключается в том, что ребенку предлагается распределить предметы в три грузовика: в первый грузовик перемещаются предметы, состоящие из 1-го слога, во второй – из 2-х слогов, в третий – из 3-х слогов. Ребенок называет появившуюся картинку, определяет количество слогов и компьютерной мышью кликает на цифру соответствующего грузовика. В случае правильного выбора предмет перемещается в кузов грузовика. При ошибочном ответе цифра, указанная на грузовике мигает.
В игре «Пароходы» на экране монитора размещены изображения трех пароходов. В нижней части экрана, на берегу, поочередно появляются предметы. Ребенок называет предмет и определяет количество слогов в его названии. Для осуществления ответа ребенок кликает компьютерной мышью на пароход: с одним иллюминатором, если слово состоит из одного слога, с двумя иллюминаторами – из двух слогов, с тремя иллюминаторами – из трех слогов. При правильном ответе картинка перемещается в пароход, при неверном выборе – пароход мигает (речевой материал: заяц, медуза, бизон, зонт, фазан, незнайка, коза, зуб).
Итак, представленные интерактивные компьютерные игры позволяют оптимизировать и дифференцировать коррекционную работу по формированию фонематических процессов у младших школьников с нарушениями речи.
Литература:
Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология.= 1994.-№5.-С.45-48.
Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. – М., 2007. – 86 с.
Фабрикантова Е. В., Полянская Е. Е., Ильясова Т. В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. — 52 с.