Габышева Любовь Владимировна
Учитель начальных классов МКОУ "Киндигирская основная общеобразовательная школа", Олекминский район
Формирование читательской грамотности младших школьников – это одна из актуальных проблем современного образования. В нашем современном обществе, где телевидение, компьютеры, видеоигры, смартфоны занимают значительное место, дети теряют интерес к чтению. Научить правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению, а также любви к книге – одна из основных задач начального образования. Для того, чтобы ребенок был успешен в начальной школе, необходимо, формировать у учеников читательскую грамотность.
Уровни читательской грамотности
- Низкий уровень. Учащийся умеет извлекать только те детали и факты, которые прямо указаны в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы и устанавливать связь. Но эти выводы и логические связи схватывают лишь часть содержания текста, понимается фрагментарно и неточно. Учащийся с низким уровнем читательской грамотности, как правило, неверно интерпретирует смысл образных выражений, иносказаний, часто делает неправильные выводы. Он испытывает трудности с формулированием собственных суждений. Можно сказать, что обучающиеся с низким уровнем читательской грамотности, не смогут самостоятельно осваивать материал в начальной школе на основе чтения текстов.
- Средний уровень. Учащийся со средним уровнем читательской грамотности не только умеет извлекать явную информацию из текста, но также умеет находить не изложенную явно, вытекающую из сказанного и делать несложные обобщения. Учащийся различает буквальную и небуквальную смысл текста, восстанавливает последовательность основных событий, выделяет среди них центральные. Также умеет связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста. Учащийся с этим уровнем читательской грамотности имеет сложности при поиске ответа на вопрос. Он, как правило, обращает внимание к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая с ответ избыточную или смежную информацию. Также испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей, выделении авторской позиции, анализе формы текста и неточно интерпретирует художественными текстами. Можно сказать, что учащийся с данным уровнем читательской грамотности смогут самостоятельно осваивать материал в начальной школе на основе текстов учебника только с том случае, если структура и язык учебных тестов достаточно прозрачны.
- Повышенный уровень. Учащийся умеет находить явную информацию, находить главное, верно понимать логику информационного текста, строить собственные суждения, прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста. Он может испытывать трудность при выстраивании сложных логических связей, а также при выделении авторской позиции. Можно сказать, что учащийся с повышенным уровнем читательской грамотности, владеющие грамотностью чтения, могут самостоятельно работать с текстом.
4. Высокий уровень. Учащийся с данным уровнем читательской грамотности, умеет извлекать из текста нужную информацию, включать ее в более широкий контекст, видеть то, что стоит за сказанным. Он может воссоздавать авторский замысел и понимать смысл выбранных языковых средств. Также умеет строить на основе прочитанного собственного суждения. Учащийся может использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития.
Особенности формирования читательской грамотности
Именно на уровни читательской грамотности должны быть рассчитаны задания при работе с текстом.
В своей практике я встретила учащихся, имеющих низкий уровень читательской грамотности, то есть столкнулась со следующими проблемами:
— учащиеся имеют низкую скорость чтения;
— не понимают смысла прочитанного текста;
— не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
— затрудняются кратко пересказать содержание.
Назову особенности формирования читательской грамотности на данном уровне:
- Формирование навыка чтения. Оно строится на:
— умение правильно прочитывать слова;
— понимание смысл текста;
— выразительное чтение.
- Овладение техникой чтения.
- Формирование читательских интересов.
Составление синквейна
В данной статье я продемонстрирую один эффективный прием для повышения уровня читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе. И это составление «Синквейна». Синквейн – это творческая работа по выяснению уровня осмысленного текста. Его можно использовать, как и в индивидуальных работах, так и в парных и групповых. Понятие синквейна целесообразно вводить с первого класса. Можно познакомить детей с приемом после изучения первой темы «Слово-предмет, слово-действие, слово-признак». Сначала можно использовать этот метод в виде игры «Найди нужные слова», «Кто это», «Что делает», игра «Ассоциации». Например, «Выбери слова, которые подходят к слову «Заяц» (быстрый, трусливый, белый и т.д.)», «Подбери слова-действия к слову «Снег» (падает, тает, идет и т.д.)», «Угадай, о чем я говорю (капает, моросит, идет, льет, барабанит и т.д.)», «Придумай слово, которое связано со словом «Зима» (снег, снежинка, холод, ветер и т.д.). Затем перейти к составлению синквейна. Как же составляется синквейн?
Форма синквейна разработана американской поэтессой Аделаидой Крепси, взявшей за основу японские миниатюры-хокку. Это самая легкая форма стихотворения, поэтому его написание доступно даже первоклассникам.
Рекомендуем пройти курсы:
Структура синквейна
Для использования этого приема на уроках литературного чтения в начальной школе после прочтения текста на первой строке синквейна обычно пишется существительное или местоимение, о котором идет речь. Это по сути тема синквейна (о ком или о чем говорится в данном тексте).
На второй строчке, как правило, пишется два прилагательных, которые дают характеристику или описание признаков и свойств выбранного существительного (какой? какая? какое?).
На третьей строчке надо подобрать и записать три глагола, описывающих характерные действия предмета (что делает? что делают?).
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из четырех слов, с помощью которых ученик выражает свое личное мнение к прочитанному тексту в целом или отношение к предмету. Это может быть пословица или крылатое выражение.
Пятая, последняя строчка – слово, которое позволяет выразить свое отношение к предмету, ассоциация, связанная с данным предметом, слово-итог (кто? что?).
Сначала учащиеся составляют синквейн из готовых предложенных слов, которые записаны на карточках по отдельности. И с помощью игры «Расставь слова в нужном порядке», учатся составлять синквейн. Первые синквейны учащиеся составляют коллективно, под руководством учителя.
Давайте рассмотрим синквейн по прочитанному произведению на литературном чтении в третьем классе «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Например, после прочтения всего произведения, можно предложить по одному герою.
Синквейн ученика 3 класса
Гвидон
Храбрый, отважный
Рождается, растет, правит
Сила есть, ума не надо
Герой
Заключение
Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям, басням и т.д. Этот прием обощагает словарный запас, развивает речь, мышление, а также является хорошим способом контроля и самоконтроля.
Применяя на уроках литературного чтения данный прием, можно выделить следующие преимущества, которые способствуют повышению уровня читательской грамотности младших школьников:
— формируется умение слушать друг друга, ответственность за совместный способ познания;
— увеличивается интеллектуальный потенциал, расширяется словарный запас;
— совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, взаимообучение;
— вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
— обостряется любознательность, наблюдательность;
— стремление к самостоятельности, мотивация;
— повышение самооценки.
Таким образом, описанный мной прием, помогает в работе над формированием читательской грамотности у младших школьников.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
- Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.