Архипова Инга Петровна
Учитель начальных классов МБОУ "Чакырская СОШ", Амгинский улус
Научить человека учиться — значит найти тот интерес, в котором ребенок захочет развиваться. До совсем недавнего времени педагог обращал внимание на предметное умение и содержание. Наряду с этим человек в жизни нечасто сталкивается с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего жизненные задачи требуют умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. В связи с этим в школьные задания все больше включаются практико-ориентированные задачи, задачи напрямую связанные с практической жизнедеятельностью человека
Введение
Я считаю, что сегодня при оценке достижений обучающихся необходимо учитывать не только предметные, но и общеучебные умения, именно на это нас и ориентируют проекты государственных стандартов.
Таким образом, формирование функциональной грамотности обучающихся ведет к развитию позитивных личностных качеств и определенных установок в процессе обучения, развитие которых в свою очередь предопределяет эффективность и уровень личностных результатов образования на всех уровнях общего образования
ThingLink
Новый ФГОС устанавливает требования к результатам начального общего образования, в том числе к личностным, которые предполагают готовность обучающихся к самостоятельности и саморазвитию, а самое главное к формированию особенного ценностного отношения к себе, окружающим людям, к жизни в целом. Процесс познания мира и окружающей действительности активно происходит в период школьного детства. Именно в это время формируется самосознание [1].
Поэтому я считаю, что наиболее эффективной формой для развития функциональной грамотности младших школьников являются различные средства ИКТ на уроках и внеурочных занятиях, которые обогащают учащихся новыми способами познавательной деятельности. Сегодня мы становимся свидетелями того, как в образовании растёт потребность в данных средствах передачи и отображения информации.
По моему мнению, продуктивным для привлечения интереса учащихся является использование сети Интернет, ведь каждый учитель в своей работе легко может использовать открытые, свободные ресурсы сети. Методом для развития функциональной грамотности, повышения интереса у младших школьников я посчитала интерактивный сервис Thinglink, который предназначен для создания интерактивных изображений, используя различные картинки.
Добавляя к изображению метки с текстовой информацией, ссылками на видео, аудио можно сделать совсем обычный плакат «живым».
У сервиса ThingLink есть очень много возможностей — подготовка дидактического материала к урокам в электронном виде, создание интерактивных плакатов-проектов, создание интеллектуальных карт с добавлением меток, комментариев, ссылок, представление изучаемого материала в мультимедийном формате, создание интерактивных схем, таблиц.
Особенности сервиса
Внедрение мультимедийных технологий в сферу образования сделало возможным использование компьютерных программ как иллюстративных материалов, проведение тестирования и контрольных работ при помощи компьютерной техники, сочетая традиционные домашние задания с творческими. Все преимущества мультимедиа учитывает в себе интерактивный сервис Thinglink, который особенно привлекает и активизирует познавательную активность младших школьников.
Кроме того в сервисе можно можно делать различные задачи по математике, тексты по литературе, видеоматериалы для всех предметов, которые связаны с жизненным опытом.
При работе с сервисом учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность, что позволяет применять ее как средство формирования функциональной грамотности. Ведь наглядность всегда считалась и считается одним из важнейших принципов обучения детей, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности.
Рекомендуем пройти курсы:
Заключение
Таким образом, формирование функциональной грамотности – задача каждого современного учителя. Это совсем непростой процесс, где от самого педагога требуется креативность и творческое мышление. Правильно подобранные формы и методы смогут помочь быстро развить нужные компетенции. Ведь успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна будет адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
Использованная литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. Н.В. Гончарова. – М.: Просвещение, 2016. – 29 с.
- Басюк В.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В.С. Басюк, Г.С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. №4 (61). – С. 13–33.
- Тартышная М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2018 160 с.
- Тихомиров О.К. Общение, опосредствованное компьютером / О.К. Тихомиров, Ю.Д. Бабаев, А.Е. Войскунский. СПб.: Питер, 2013. 318 с.
- https://infourok.ru/metodicheski-material-po-ispolzovaniyu-servisa-tinglink-na-uroke-deystvitelnie-i-stradatelnie-prichastiya-735574.html