Васильева Алена Руслановна,
учитель иностранного языка
Турантаева Аина Назаровна,
учитель начальных классов
Тихонова Туйаара Демьяновна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №21 г.Якутска при ГБУ РС(Я) РДТС им. Т.П. Дмитриевой
Внеурочная деятельность как фактор гуманитарного развития школьников, поступающих на длительное лечение.
Аннотация. В статье представлен опыт разработки воспитательной работы для решения проблем гуманитарного образования школьников, поступающих из всех уголков республики. Цикл мероприятий по направлениям. Успешная адаптация в изменившейся среде. Систематизация воспитательной работы в целях создания условий для нравственного развития личности ребенка.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, длительное лечение, создание условий, воспитание, развитие личности.
Современная практика показывает, что у многих подростков в наше время, когда все связано с всеобщей компьютеризацией, оптимизацией, глобализацией и.т.д., искажаются представления о духовно-нравственных ценностях, о патриотизме, о добродетелях и милосердии.
Задача гуманитарного школьного образования – это целенаправленная деятельность по формированию высших нравственных ценностей у подрастающего поколения.
Патриотизм, культура семьи, толерантность – вот ключевые аспекты, которые лежат в основе организованной деятельности педагогов нашей школы.
Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федерального стандарта общего образования.
Спецификой Республиканского детского туберкулезного санатория имени Т.П. Дмитриевой является лечебно-оздоровительная, реабилитационная и учебно-воспитательная работа с пациентами, которые подчиняются режиму лечебной организации. При этом родители полностью лишены возможности принять участие в воспитательной работе. Дети попадают в незнакомую среду. Эта ситуация сильно влияет на развитие ребенка.
Для создания благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей в 2013 году педагогическим коллективом дополнительных классов МОБУ СОШ №21 г. Якутска, основываясь на нормативных документах [1] была разработана следующая программа воспитательной работы «Ромашка». «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося [1,с.5].
В Концепции говорится: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-психологическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [1, с.11]. Исходя из этого, воспитательная работа строится по пяти основным направлениям: познавательное, нравственное (ценностное), коммуникативное, художественное, эколого-валеологическое.
Ожидаемые результаты программы:
1. Любознательность – активный интерес к урокам литературы, истории, обществознании.
2. Уважение – знание культуры народов, исторического прошлого родного народа, добросовестное и ответственное отношение к школьным мероприятиям.
3. Гуманность – внимательное отношение к окружающим, быть честными и искренними в отношениях с людьми.
4. Любовь к прекрасному – любовь к художественным ценностям искусства и литературы.
5. Стремление к физическому совершенству – ведение здорового образа жизни, знание ценностей здоровья, физическая спортивная готовность.
Выделили три уровня мероприятий: 1 – мероприятия, направленные на социальные знания; 2 – мероприятия, направленные на социальную реальность; 3 – мероприятия, направленные на получение самостоятельного общественного действия.
Первый уровень: беседы, классные часы, походы в театр, музеи, художественное творчество. Второй уровень: концерты, постановки в классе и школе. Третий уровень – краеведческая работа, встречи с известными людьми, исследовательские проекты.
Воспитательные мероприятия проводятся циклами. Каждый цикл завершается большим праздником.
Традиционные праздники: 1. Декада, посвященная Духу леса и Покровителю охотников; 2. Декада «Тереебут терут тыл», посвященная Дню родного языка и письменности; 3. Праздник «Мы – дети Земли Олонхо»; 4. Национальный праздник «Ысыах», символизирующий начало лета. Также большое внимание отводится к приоритетным мероприятиям, которые раскрывают содержание темы года, объявленного в России и республике.
Таким образом, гармоничное соединение уроков литературы, истории, обществознания и внеурочной деятельности позволяют отчасти решить выше указанные проблемы. Разработанная программа воспитательной работы позволяет нам систематизировать нашу работу, комплексно решать важные социально-педагогические проблемы, создает условия для развития личности каждого учащегося.
Ссылка на источники:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
2. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1985.
3. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии. – М.: Пед.общ. России, 2007.
4. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни. – Волгоград.: Учитель, 2009.
5. Патриотическая воспитательная система работы, конспекты уроков, разработки занятий. Автор – составитель И.А.Паликович. – Волгоград.: Учитель,2006.
6. Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде. Программы, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград.: Учитель,2010.
7. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. – Ярославль.: Академия развития, 2010.
Оконешникова Наталья Семеновна
Преподаватель по классу «Живопись»
МБО ДО «Сангарская ДШИ»
«Роль занятий изобразительным искусством в духовном развитии личности ребенка»
Вашему вниманию я хотела бы представить этапы и результаты своей работы над темой «Роль занятий изобразительным искусством в духовном развитии личности ребенка».
Я выбрала эту тему потому, что хотела углубить и обобщить знания школьников об искусстве. Мне было интересно расширить кругозор детей и узнать, какие функции выполняет искусство, какова роль искусства в жизни поселка .
Считаю выбранную тему работы актуальной, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела.
Одним из важнейших вопросов в области педагогики является детское творчество, играющее важное значение в общем развитии ребенка и формирование его личности, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетной для образования в целом.
Каждый год всё больше детей приходят к нам, в школу искусств, чтобы прикоснуться к творчеству,и получить возможность реализовать себя в изобразительном искусстве. Но решить все эти проблемы на местах, в простых общеобразовательных школах невозможно. Нужна целостная государственная программа по реанимации изобразительного искусства в школе.
Роль изобразительного искусства в жизни всякого человека огромна, оно всегда завораживает, пробуждает в душе человека лучшие качества, разбивает стены и дает заряд внутренней энергии. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, развивается умение ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способствовать состраданию ко всему живому. Через занятия изобразительным искусством, доносится до ребёнка и вкладывается в него истинные ценности нашей жизни, обращается его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитывать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности. Поэтому наша задача развить у детей способность к чувствованию, пониманию и оцениванию красоты в окружающем мире, в природе, в общественной жизни, в искусстве и труде.
Для решения этих задач, практическая работа по курсу «Пленэр» является неотъемлемой частью обучения в художественном классе в Сангарской школе искусств. Она проводится после годовых просмотров, экзаменационных испытаний и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
Каждый год учащиеся выполняли в течение пленэра серию этюдов и зарисовок с характерными пейзажами данной местности, где передается образ и ощущение посещенной местности через пластику линий, колорит и состояние работ. На пленэре дети осваивали художественные особенности в работе над пейзажем, научились выбору мотива, грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве. Все работы выполненные на пленэре отличаются от работ выполненных в помещениях, так как рисунки стали ярче, искуснее, богаче.
Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступные конкретному возрасту.
Список литературы:
1. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», -2010.
2. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Роль искусства в формировании духовности личности // Современные проблемы науки и образования. – 2014.
3. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» 2012.
4. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. 2010.
5.«Уроки изобразительного искусства»; С. Корнилова, 2000 г.
6. М.Г. Балонова — Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007
7.Буров А. И., Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1986.
8.В союзе с красотой. (Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе). Книга для учителя; Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1987.
9.Клейменова Н. С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования, как средство эстети
Никифорова Зинаида Семеновна
Воспитать ,
Детский сад №23 «Цветик-семицветик»
Ийэм , аҕам буоламмыт бары бииргэ ааҕабыт
Киирии тыл: Үтуө күнүнэн, күндү конференция кыттыылаахтара. Мин №23 нүөмэрдээх «Цветик-семицветик» уһуйаан иитээччитэ Никифорова Зинаида Семеновна диэмммин. Бүгүн мин эһиэхэ уһуйааммыт иһинэн үлэлиир «Ийэм, аҕам буоламмыт бары бииргэ ааҕабыт» диэн бырайыак туһунан кэпсиэхпин баҕарабын. Бу бырайыак саҥа биһиги бөлөхпүтүгэр киирэн эрэр.
Бырайыак актуальноһа: Тыл-норуот кута-сурэ, тэбэр сурэҕэ. Тыла сүттэ да, норуот сүтэр. Кини тыла тыыннаа5ын тухары эрэ тыыннаах.
Төрөөбүт тылынан киһи үөрэҕи-билиини кэбэҕэстик ылынар, өйө — санаата туругурар, майгыта — сигилитэ ситэр, айар — тутар дьоҕура тобуллар айылҕаттан бэриллибит эйгэтэ буолар.
Бу аныгы 21 уйэҕэ научнай-техническэй эйгэ тургэнник сайдан, оҕо — аймах нууччалыы тыллаах киинэҕэ, телевидениеҕэ, компьютернай оонньууларга күнүн барыыр буолла. Онон саха тылын уопсай туруга дьадайыытын биир биричиинэтинэн төрөппүт оҕотугар сахалыы кинигэни, араас остуоруйалары, кэпсээннэри аахпат буолуута. Төрөөбут тылбыт төттөру төлкөлөммөтүн туһугар төрөппүттэрбитигэр, оҕолорбутугар булгуччу сахалыы кинигэлэри аахтарабыт. Иннибитигэр ити проблеманы туоратарга улахан эппиэтинэстээх сыал — сорук турар.
Бырайыак сыала: дьиэ кэргэнинэн ааҕыы угэһин киллэрэн оҕо айар дьоҕурун сайыннарыы, тылын-өһун байытыы, сахалыы саҥардыы
Итинэн сибээстээн уус-уран айымньыны ааҕарга көҕүлүүр араас ньымалары бөлөхпүтүгэр туһанабын:
«Аптаах кинигэ»
Кэлинҥи сылларга оҕо тылланыыта, тылын сайдыыта хойутуура үгүстүк көстөр буолла. Оҕо бастакы тылланыыта төрөөбүт тылынан буолуохтааҕа, кини инники сайдыытыгар улахан суолталааҕа өйдөнөр суол. Манна, биллэн туран, аан бастаан төрөппүт оҕотун олох кыратыттан кэпсэтэ, кинигэни сөбүлүүргэ, көрөргө, үөрэтэрэ наадалаах, онтон биһиги уһуйаан иитээччилэрэ, кинилэргэ сүбэ биэрэн, бииргэ үлэлээн, күүс-көмө буоларбыт наадалаах.
Биһиги сүрүн проблемабыт: Тоҕо кинигэ аахпаппытый? Кинигэҕэ интириэс суох. Төрөппут оҕотугар күннээҕи олохпутугар туттубат, кинигэ аахпат буолуута.
Сыал, сорудах:
Тылы байытыы
Кэпсиир дьоҕуру сайыннарыы
Ыйытыкка хоруйдуурга үөрэтии
Өйтөн айар дьоҕуру сайыннарыы
Кинигэҕэ интириэс тардыы
Кинигэни болҕойон ааҕан, элбэҕи билиэххит. Оҕону ыйытыкка хоруйдуу үөрэтии, тылларын саппааһын элбэтии, байытыы, оҕо өйуттэн айан кэпсиирин ситиһии. Холобур: « Ханнык дьоруойу ордук сөбүлээтиҥ? Тоҕо?»; « Бу дьоруой үтүө санаалаах дуу, мөку дуу? Тоҕо инньэ дии санаатыҥ?», о.д.а.
Тыллары уонна этиилэри сөпкө, чуолкайдык саҥарарга эрчийии, үчүгэй дикцияны сайыннарыы, оҕолор бэйэлэрэ уруһуйдаан остуоруйа, кэпсээн айалларыгар интириэс үөскэтии, тардыы.
«Кинигэлээх сүгэһэр»
Кэрэ көстүүлээх ойуулаах кинигэ ис хоһоонун арыйарга көмөлөһүөхтэрэ, оҕо өйүн тобуллаҕас оҥоруохтара, саҥарарга үөрэтиэхтэрэ, билиигитин хаҥатыахтара. Оҕо төрөөбүт норуотун өркөн өйө, ытык тыла тиһиллибит бастыҥ остуоруйаларын, кэпсээннэрин ааҕан, тылын — өһун байытыа, билиитин — көрүүтүн кэҥэтиэ, үтүө санаалаах, кэрэ дууһалаах киһи буола улаатыа. Ону тэҥэ ойуулуур дьоҕура, кэрэ эйгэҕэ сыстыа.
Бу үлэни төрөппүттэри кытта ыкса сибээһи олохтоон, мэлдьи сүбэлээн, консультациялары тэрийии. Киэһэттэн киэһэ, бириэмэ ордорон төрөппүт оҕотугар кинигэ ылан остуоруйа, кэпсээн ааҕар.
Түмүк ситиһии: Оҕо төрөппүтү кытта сахалыы уус-уран айымньыны умсугуйан ааҕан, дууһатынан ылынан, кини уйулҕата уһуктан сахалыы сиэрдээх-майгылаах киһилии киһи иитиллэн тахсыахтаах.
Кинигэҕэ тапталы иитии, толкуйдата үөрэтии, кинигэни ааҕыыга өй-санаа уостубат наадыйыытын үөскэтии, ааҕыы культуратын үрдэтии-бүгүҥҥү хас биирдии иитээччи сүрүн соруга буолар.
Литература:
1.Тосхол нац. оҕо тэрилтэтин базовай программата, Дьокуускай 2009с.
2. Ыал бии билиитэ Дьокуускай Кулук 2001с
3. Өбүгэ үгэһин утумнааҥ Г.Н. Иванова- Айтыына, Дьокуускай Бичик 2017с
Аммосова Сайыына Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Туойдахская основная общеобразовательная школа»
«Система творческих заданий как средство развития творческого воображения»
Актуальность: В соответствии с ФГОС второго поколения развитие творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Проблема состоит в том, что на сегодняшний день уровень развития творческого воображения младших школьников остается низким, что предполагает создания новых методик по развитию творческого воображения.
Цель: выявить эффективность систем творческих заданий на развитие творческого воображения на уроках литературного чтения. Исходя из поставленной цели выделяю следующие задачи:
Разработать систему творческих заданий на уроках литературного чтения для развития творческого воображения;
Изучить развитие творческого воображения посредством систем творческих заданий.
Срок реализации: 1 год
Проведение диагностических исследований.
Для диагностики творческих способностей и воображения учащихся буду применять: («Придумай рассказ» (Р.С. Немов), «Нарисуй что — нибудь» (Р.С. Немов), «Использование предмета» (Дж. Гилфорд), «Три слова» (Л.Ю. Субботина), «Неполные фигуры» (Э.П. Торренс)).
Использование творческих заданий на уроках (как часть урока) и в индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности. Задания подбирать с учетом уровня развития детей и тематикой занятий. Организация условий, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно творить, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Методы и приемы: организованное обучение, экспериментирование, анализ, сравнение, индивидуальная и подгрупповая деятельность.
Проведение мониторинговых исследований. Анализ реализации проекта. Подведение итогов, определение перспективы развития проекта, презентация.
Подводя итоги, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость младшего школьника как период, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно в школе начинается активно развиваться воображение, а значит любому педагогу необходимо знать законы развития воображения и условия, необходимые для его развития.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС: Начальное общее образование.- М.: ИЦ«Просвещение», 2010.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2000. – 485 с.
3. Доцегко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных организациях, тест гилфорда 2012. – 84 с.
4. Журова Л. Е. Беседы с учителем: Методика обучения, 2007. – 26 с.
5. Немов Р.С. «Психология», 2007. – 155 с.
6. Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 144 с
Петрова Марфа Прокопьевна,
Воспитатель,
МБДОУ д/с №23 «Цветик-семицветик»
Лэпбук-«Дикие животные Якутии»
(Методические указания по применению к дидактическому пособию для воспитателей ДОУ)
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук — это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостной образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, возникла необходимость в выборе темы «Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста»
Играя с лэпбуком можно предположить, что повышение познавательной активности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.
Цель: изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме «Дикие животные Якутии».
Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей дошкольного возраста.
Создание лэпбука: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.
Для создания и использования лэпбуков в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
Предполагаемый продукт: создание лэпбуков по запланированным темам, выставка лэпбуков в дошкольной образовательной организации «Дикие животные Якутии», презентация для педагогов «Лэпбук: от идеи до воплощения», рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков «Создаем вместе».
Критерии эффективности:
Режим развития. Лэпбук будет успешным, если его задачи будут реализовываться в условиях сотрудничества педагогов и воспитанников, что позволяет реализовать режим развития данной возрастной группы и дошкольной организации.
Соответствие действий участников лэпбука целям и задачам лэпбука. Все формы и методы, которые будут использованы во время реализации этапов лепбука, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и детьми, и формированию осознанного отношения детей к процессу совместной деятельности и способам ее реализации.
Основные принципы реализации лэпбука: комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание активной развивающей предметно-пространственной среды.
Теоретическая значимость выпускной работы заключается в определении особенностей использования лэпбука в обучении детей дошкольного возраста.
Практическая значимость выпускной работы состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков в практике образовательной деятельности дошкольных образовательный организаций.
Были проведены различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс). Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни. Проект предусматривает дальнейшее его развитие в подготовительной группе.
Лэпбук «Дикие животных Якутии»
— Информативен
— Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
— Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
— Обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
— Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
— Вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
— Его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
— Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
Ребенок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов НОД или тематической недели.
Примерный перспективный план по месяцам Лэпбук
«Дикие животные Якутии»
№ | Дата исполнения | Название заданий лэпбука | Ответственные |
1 | ОктябрьИзготовление совместной деятельности лэпбук «Дикие животные Якутии» | «Лисица»— Расскажи о лисице;— Как лисица зимует;— Лисичкины задачки— Чья тень?— Пища у лисы;— Кого боится лиса;— Какими характерными чертами обладает лиса;— Хорошие качества лисы;— Следы; | ВоспитателиДетиРодители |
2 | НоябрьИзготовление совместной деятельности лэпбук «Дикие животные Якутии» | «Заяц»— Диалог с зайкой;— Чем питается заяц?— Внешнее строение зайца;— Стихи, загадки скороговорки про зайчика; — Кого боится заяц?— Найди тень;— Раскрась;— Описательные рассказы по лексическим темам;— Собери картину;— Животные, их следы;— Заяц для человека; | ВоспитателиДетиРодители |
3 | ДекабрьИзготовление совместной деятельности лэпбук «Дикие животные Якутии» | «Бурый медведь»— Давай, знакомиться;— Загадки;— Знакомство со следами бурого медведя;— Кто, где живет?— Что ест медведь;— Дикие животные и их детеныши;— Расскажи сказку;— Составь картину;— Внешний вид животного;— Стишки про медведей;— Медицина;— Физминутка; | ВоспитателиДетиРодители |
4 | ЯнварьИзготовление совместной деятельности лэпбук «Дикие животные Якутии» | «Белка»— Рассказ;— Питание;— Игра «Где белка?»— Читаем о белке;— Найди беличьи следы;— Где живет белка?— Белкины задачки;— Чей детеныш?— Особенности белки;— Найди тень;— Раскрась белочку;— Загадки; | ВоспитателиДетиРодители |
5 | ФевральИзготовление совместной деятельности лэпбук «Дикие животные Якутии» | «Соболь»— Рассказ;— пища;— враги;— следы царицы;— стихи;— раскрась;— пазл; | ВоспитателиДетиРодители |
6 | МартИзготовление совместной деятельности лэпбук «Дикие животные Якутии» | «Северный олень»— рассказ;— питание;— польза оленя;— враги;— игра «Хищные и травоядные»;— следы;— загадки;— стихи; | ВоспитателиДетиРодители |
7 | АпрельИзготовление совместной деятельности лэпбук «Дикие животные Якутии» | «Волк»— Рассказ;— Где живет волк?— Семья волка;— Строение телка волка;— Пища;— След волка;— Как отличить волка от собаки;— раскрась;— загадки; | ВоспитателиДетиРодители |
8 | МайИзготовление совместной деятельности лэпбук «Дикие животные Якутии» | Выставка лэпбуков«Дикие животные Якутии» | ВоспитателиДетиРодители |
Список использованной литературы
Андросова Н.П. Якутия: детская энциклопедия-Якутск: Бичик, 2015,-77с
Андросова Н.П.Попова А.Д. Животные Якутии: энциклопедия. Якутск: Бичик,2006.-144с
Винокуров В.Н. Растения и животные Якутии;Иллюстрации автора-Якутск: Бичик, 2004-144с
Сидоров Б.И. Знаете ли вы, млекопитающих Якутии?: полевой определитель со справочным материалом.-Якутск:Бичик, 2002-88с
Энциклопедия Якутии=Саха энциклопедията.Т.2-Якутск: Издательство ЯНЦ СО РАН, 2007.-с.165-259
Семенов Николай Васильевич
учитель физической культуры
МБОУ «ЖСОШ» Жиганского улуса
Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры
Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях. В настоящее время в образовательном процессе активно формируется возможность применения современных технологий, в основе достижения научно – технического процесса. Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на своих уроках. Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческие потенциалы учащихся.
Актуальность современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности. На уроках физической культуры здоровьесберегающие технологии
– это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качеств результата. Избрав профессию учителя физической культуры, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности учитель физической культуры отводит здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
Педагогическая технология здоровьесбережения в моей деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учеников. Большое значение имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим). Занятия провожу преимущественно на свежем воздухе.
Физически здоровый человек защищен, активен, уверен в себе. Он конкурентоспособен и в плане физическом и как следствие, в плане интеллектуального развития. Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе необходимо применять здоровье сберегающие образовательные технологии. Учить детей охранять свое здоровье, заботиться о нем.
Литература:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
Лукьяненко В.П. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Просвещение, 1999.
Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.