Ефимова Харитона Васильевна, Бурцева Лариса Михайловна, Саввинова Пелагея Афанасьева
МБДОО «Детский сад №3 «Мюрючээнэ» с. Борогонцы»
«Методы арт — терапии как средство снижения тревожности детей круглосуточной группы»
Актуальность темы. Актуальность данного исследования заключается в использовании арт-терапии, в частности, изобразительной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения с целью снижения тревожности и коррекции негативных эмоциональных состояний у детей — дошкольников.
Термином «арт-терапия» обозначают как совокупность видов искусства, используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик.
Цель исследования: использовать арт-терапию как средство для снижения тревожности детей — дошкольников.
Объект исследования: эмоциональные состояния и их нарушения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого — педагогические условия для снижения тревожности детей — дошкольников средствами арт-терапии.
Гипотеза: арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста средствами арт-терапии будет эффективной, если: в ходе психолого — педагогической деятельности созданы специфические условия: творческое взаимодействие, безусловное принятие и понимание потребностей ребенка и используются специальные приемы, способствующие снятию эмоционального напряжения ребенка, его творческому самовыражению и рефлексии.
Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги — исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. изучения словаря детей Г.А. Урунтаева, Ю.А.АфонькинаПараллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др.
Базой исследования явилось МБДОО детский сад «Мюрючээнэ»№ 3 дети круглосуточной группы «Кун сарданалара»
Исследование проводится поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применяются соответствующие методы исследования, теоретические методы, теоретический анализ психолого- педагогической литературы.
1.1 Арт — терапия для снижения тревожности в круглосуточной группе
Наш проект основан на применении арт-терапии, как одном из методов психологический работы, использующем возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. Ведь почти каждый ребенок способен выразить свои чувства и свое состояние в рисовании, в движении, в творчестве в целом. А для некоторых детей – это, фактически, единственный способ дать миру знать о себе. В творчестве воплощаются чувства, страхи, ожидания, конфликты и примирения. Возможности ребенка, реализуемые в процессе творческой деятельности, — это его развитие, способ раскрытия его потенциала, возможность преодолеть ограничения, связанные с особенностями здоровья. Такая деятельность обладает достаточным количеством ресурсов для эмоционального раскрепощения детей. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И, бессознательно, новые и новые способы общения с миром.
2.1. Содержание арт-терапии
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны — метод художественной рефлексии; с другой стороны — технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны — арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования и т.д.
Музыкотерапия.
Средства музыкальной арт-терапии способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой. Причины этого в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно учить ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него — своей неповторимой индивидуальности.
Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический[18] . Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.
Сказкатерапия.
Сказка для ребёнка – особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребёнком форме.
Когда ребёнок слушает сказку, он соединяет с образами сказки свой жизненный опыт, относящийся сразу к нескольким уровням. Именно это проецирование эмоций и переживаний в сюжет, привязка личного опыта к стандартным образам сказки обеспечивает глубокий эффект воздействия сказочных сюжетов на личность, душу ребёнка.
2.2. Практические методы исследования
В начале исследования уровень тревожности у детей был диагностирован совместно с педагогами-психологами по методике – тесту Р.Тэммл, В.Амен, М.Дорки «Выбери нужное лицо». В итоге были выявлены следующие результаты:
Уровень тревожности | В начале учебного года | В конце учебного года |
Высокий | 46% | 84% |
Средний | 42% | 16% |
Низкий | 15% | — |
По итогам диагностики для снижения у детей тревожности мы начали работу по трем видам арт — терапии: изотерапия, музыкотерапия и сказкотерапия. Наблюдается динамика снижения тревожности детей круглосуточной группы.В конце учебного года у детей уровень тревожности заметно снизился. Как показала практика данные виды арт – терапии хорошо влияют на эмоциональное состояние у детей круглосуточной группы. В будущем планируем дальше расширять и работать по этой методике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арт терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технология, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.
В результативности и несомненной пользе применение арт терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:
— устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;
— у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
— воспитывается чувство коллективизма;
— отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
— на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
— создается комфортный психологический климат в группе: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
— стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
— идет развитие коммуникативных навыков; умение четко и емко излагать свои мысли;
— уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе. Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находиться слов, или то, что он не может озвучить.
БИБЛИОГРАФИЯ
Аметова Л.А. «Формирование арт- терапевтической культуры старших школьников. Сам себе арт терапевт». М., 2003.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — В кн.: Игры, в которые играют люди. — СП б.: Лениздат, 2004
Выготский В.В. «Психология искусства — М., 1965
Евсеева Альбина Николаевна
Педагог-психолог
МБОУ Сунтарская средняя школа № 3
«Главное – это воспитание души» или «Детям риска требуется помощь»
Важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье обучающихся,индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды,
Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса, Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений деятельности педагога-психолога является психолого-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по разному : трудные,трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дети с отклоняющимся(поведением), и др.
В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуются свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическая поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и.т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные проблемы в обучении и поведении, которые впоследствии могут перейти в девиации, Воспитание и перевоспитание трудных детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, проиcходящими сегодня в нашем обществе, и это огромный труд, который прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо сколько бы ни ссылались на детские учреждения, большую часть времени ребенок находится в семье. Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам
Цель моего педагогического опыта – изучение особенностей развития детей «группы риска», выявление учащихся склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы и педагогической коррекции личности, путем устранения причин нравственной деформации, отклонений в поведении.
Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и включает в себя
Психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование, Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост числа детей с отклоняющимся поведением и с ярко выраженными особенностями, с ОВЗ, или трудностями в познавательной сфере. Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения школьников. Вопрос о «трудных» детях, подростках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П,П,Блонский В.П.Кащенко, Г.В.Мурашев, Л.С.Выготский и др.
Например Л.В.Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи: семьи , имеющие детей инвалидов: детей оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.
По мнению Е.И.Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка : психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующую группу факторов риска
— медико-биологические (группы здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушение в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития)
— социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, ведущие аморальный образ жизни ; неприспособленность к жизни в обществе, бегство, бродяжничество, безделье, употребление спиртных.
— психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми
— педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность, отсутствие интересов к учению . Первым признаком является наличие у детей, подростков отклоняющегося от нормы поведения, во вторых нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются, некоторые легко поддаются перевоспитанию. В третьих «трудные дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика
==== Новизна инновационного опыта заключается в усовершенствовании рациональных сторон образовательно-воспитательного процесса. Применение современных инновационных методов работы психолога с детьми «группы риска» обучающимися в школе. Первое в инновационном обучении – развитие способностей на основе образования и самообразования. В современный период необходимо разработать и применять открытые системы интенсивного обучения Эти системы дают возможность выбора подходящей технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности В своей работе с детьми «группы риска», обучающимися в общеобразовательной школе, считаю необходимо рассматривать поэтапность деятельности
Выявление детей группы риска, формирование банка данных детей и подростков группы риска. Включаются по критериям : медицинские критерии, социальные критерии, учебно-педагогические критерии, поведенческие критерии, дети зоны риска.
Диагностирование проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в группу риска.
Разработка и утверждение программы психологической профилактики или коррекции.
Реализация программы
Подведение итогов, коррекция полученных результатов
Используются современные программы, которые способствуют сохранению психологического здоровья при этом рассматриваются такие технологии как арттерапия, визуализация, сказкотерапия, метод воспитания, убеждения,побуждения,поощрения, порицания и др. Например, главными задачами, которые решает сказкотерапия является расслабление, развитие произвольного внимания. Учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания. Все приемы, которые используются на занятиях, отвечают требованиям коррекционно-развивающего цикла : ритуалы приветствия, прощания, дыхательные упражнения, методики и техники по повышению самооценки, релаксационные упражнения. Применяются психолого-педагогические приемы, направленные на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек ; релаксационные паузы, использование специальных игр для профилактики конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, умение рефлексировать. Проводятся обучающие занятия с целью формирования представлений о методах и приемах взаимодействия родителей с детьми, индивидуальное консультирование ,Непосредственная практическая работа выявляет необходимость разработки программы на которую опираюсь в практической деятельности, Программа направлена на определение уровня деформации и характере дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного ребенка» в рамках программы ФГОС выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка
Факторы риска : индивидуальные факторы риска,факторы риска в группе сверстников, семейные факторы риска, школьные факторы риска, факторы риска в обществе
Коррекционно-развивающая программа «Познай себя»
Пояснительная записка
Сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства и поведение детей Каждый кто работает с подрастающим поколением, должен владеть психолого-педагогическими знаниями с целью предупреждения, выявления и оказания помощи детям. Особенно детям и подросткам «группы риска», проживающим совершенно иной путь развития, чем их сверстники, они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов и.т.д. Все пережитое ими в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитие ребенка. Подростковый возраст – это кризис социального развития, относится к числу острых Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности Во время смены интересов есть момент, когда кажется что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы чем со взрослыми. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста- чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные Эмоциональные преобладают у девочек. Это страхи и тревожные состояния Причины обычно социальные Нарушения в поведении четыре раза больше у мальчиков бывают. Аспект развития предусматривается как процесс социализации. Отсутствие необходимых внешних условий приводит к формированию неадаптивных форм поведения Комплексный подход к коррекции личностных и поведенческих трудностей состоит в воздействии на все стороны жизни ребенка, включение в оказание помощи ребенку всех подсистем его социального окружения
Цели: 1.Адаптация подростков в социуме 2. Формирование личностных нравственных качеств
Коррекционная работа решает следующие задачи :
— повышение коммуникативной компетентности детей в общении
-уменьшение конфликтности, менять отношение к трудной ситуации
-формирование способности к самоанализу, нравственных качеств, чувства эмпатии
— обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми
Структура программы.
В группы набирается с 10 до 12 детей. Цикл включает 12 занятий по 40-45 минут. Классная обстановка за партами имеют отрицательную психологическую окраску для неуспевающих, неадаптированных, асоциальных детей. Если условия позволяют, то удобном просторном месте. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребенка важно сравнивать с предыдущими достижениями Дети постепенно включаются в проведение того или иного упражнения. Роль «в главного» в какой либо игре послужит хорошим тренингом для детей с заниженной самооценкой.
Занятия
1-й раздел
Развивающий материал для занятий в виде блоков игр способствующих развитию познавательных процессов (произвольного внимания,памяти,мышления, воображения и коммуникативных навыков
2-ой раздел
Развивающие игры, психологические упражнения для снятия напряжения,агрессии, усталости, мышечная релаксация,саморегуляция
Используемые формы работы :
Упражнения, классическая музыка, игры развивающие. Релаксация, ситуации,занятия и др.
Ожидаемый результат :
— формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни
— обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с окружающми и со сверстниками.
Список литературы:
Рогаткин Д. Новая технология работы с трудными подростками / Народное образование – 2006 -№2-С,193-200
Дубровина И.В. Психология : учебник для студентов средних пед. Учеб.заведений – 4-е изд, стер – М: Академия, 2006 – 464 с,-исвн 5-7695-2802-8
Балацкая И. Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители / Воспитательная работа в школе – 2006,-№5 – С, 113-122
Андрияхина Н. Работа педагогов по профилактике правонарушений / классный руководитель – 2006-№5 – С,17-37
Дараган И. профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе / Воспитание школьников-2006-№8-С32-37
Габдракипова В.И..Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с учетом их половых различий. Программа, методические рекомендации – М: УЦ «Перспектива» 2013
Журавлев Д. Откуда берутся проблемные дети ? / Народное образование – 2005-№1- с141-147
Тихомирова Н Работа с трудными детьми / Воспитательная работа в школе – 2004-№6-с100-111
Кривошапкина Сардана Михайловна,
педагог-психолог
МБДОУ “ЦРР — детский сад №2 “Улыбка” с.Кысыл-Сыр
«Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника
посредством метода мандалы»
Актуальность проекта:
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.
Как известно, эмоциональные переживания – неотъемлемая составляющая внутреннего мира любого человека. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциональным состоянием ребенка направлена на укрепление его психологического ресурса соматического здоровья. Она важна для всех детей, но особенно для тех, у кого имеются нарушения в развитии, поведении и здоровье.
По данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения. Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.
Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности мандала — терапии, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения.
Что такое Мандала?
Одной из техник арт-терапии является создание циркулярных композиций — мандал.
Само слово «Мандала» в переводе с санскрита означает «круг».Мандала — це, символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание.
Мандалотерапия — одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это безопасный и естественный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
В психологической профилактической и коррекционно-развивающей работе с детьми подготовительной группы, мандалы возможно применять в следующих целях:
- в целях стабилизации эмоционального состояния, нормализации поведения, снятия внутреннего напряжения;
- в целях диагностики и коррекции актуального настроения, уровня тревожности;
- в целях развития творческого мышления, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, развитие устойчивости, концентрации внимания;
Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.
В связи с этим, метод мандала особо актуален, суть работы которой заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через мандалу, используя специально подобранные материалы, получают возможность выразить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции, поделиться своими переживаниями и, таким образом, улучшить свое эмоциональное состояние.
Метод работы с мандалами – ненавязчивый, мягкий способ для психологической диагностики и коррекции. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания ребенка, успокаивает и уравновешивает, открывает возможность для духовного роста, развитие творческих способностей.
Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия.
Совместная работа с ребенком над одной мандалой учит взрослого понимать своего ребенка без слов, договариваться без давления, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.
Психотерапевтическую ценность мандал открыл Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, родоначальник психоаналитического течения. В 1916 году он начал каждое утро зарисовывать рисунки в круге и заметил большую разницу между рисунками, сделанными в благодатный период, и в период конфликтов и жизненных неприятностей.
Над проблемой мандала-терапии работали такие арт-терапевты, психотерапевты, психиатры, психологи как: Джоанна Келлогг, А.Цайри, Копытина А.И и др.
Первоначально я не знала, как «прочесть» мандалу, как проинтерпретировать ту или иную линию или цвет. Поэтому моей задачей было, используя литературные источники и опираясь на свои собственные размышления, свести воедино разнообразный материал. Данный доклад отражает мою попытку объединить первичные и вторичные процессы, связанные с моим собственным восприятием мандал. Она представляет собой глубоко личное описание «путешествия» в себя в надежде найти ответ на вопрос: «Почему из всего многообразия форм мною выбрана форма круга?».
Ничто не случайно: мы выбираем из окружающей нас среды те символы, которые затрагивают нас в наибольшей степени. По-видимому моя жизнь слабо упорядочена, и потому мне требовалась определенная внутренняя консолидация. В этих условиях мой выбор пал на круг, мандалу, символ целостности.
Отдавая предпочтение проектному методу обучения, я, таким образом, создаю условия для самореализации детей. Для меня проектная деятельность – это своего рода специфическая форма творчества, эффективное средство профессионально-личностного развития и моих творческих проявлений.
Итак, мы пришли к выводу, что внедрение методов мандалы в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития.
Таким образом, для того, чтобы снизить тревожность, агрессивность, импульсивность, раздражительность детей и оказать им благоприятное эмоциональное состояние я считаю необходимым проведение творческого проекта, который отражает современное понимание процесса воспитания детей.
Цель проекта: Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника просредством метода мандала; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка
Задачи программы:
- снижение уровня эмоционального напряжения, тревожности и страхов;
- диагностировать нарушения эмоциональной сферы дошкольника
- корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки;
- изучить взаимоотношения детей в подгруппе;
- развивать мелкую моторику руки, творческие способности детей
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- воспитывать усидчивость, терпеливость и аккуратность;
- формировать самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
Направления реализации проекта:
- Создание атмосферы доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий, развитию творческих способностей, креативности.
- Одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
- Использование художественного творчества как способа психологической работы с детьми.
- Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения, саморегуляции и самопознания.
Средства достижения:
Инструментарий:
— методы: беседа, проблемная ситуация, психологические этюды, групповая дискуссия, упражнения, игры, рисование, раскрашивание, изготовление из разных материалов мандал;
— средства: мандалы, фонотека, краски, карандаши, пастель, глеевые ручки, кисти, альбомы А. Цайри, соль, песок, природный материал, бросовый материал, бусы, ленты, бумага, картон, засыпные материалы: ракушки, пуговицы, бусы, семечки, семена арбуза, косточки абрикоса, разноцветный рис, разноцветный песок, пшено, фасоль итд)
Ценность проекта: расширение содержания коррекционной и профилактической помощи, направленных на решение проблем воспитанников в стандартных условиях современного социума.
Ожидаемые результаты:
— Улучшение эмоционального состояния дошкольников.
— Гармонизация детско-родительских отношений
— У детей развиты коммуникативные умения и рефлексивные навыки; мелкая моторика руки, творческие способности.
- Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует при создании мандалы.
- Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам при выборе материалов, цветовых решений, способе действия в процессе продуктивной деятельности.
- Проявляет устойчивый интерес к созданию мандалы.
- Способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или сверстника с целью сообщения информации или собственном продукте художественно-творческой деятельности.
- Проявляет чувство эстетического вкуса в процессе создания продукта.
- Проявляет усидчивость, внимательность в процессе работы.
- Способен довести работу до конца.
Состав участников:
Дети – дети подготовительной группы, имеющие нарушения эмоциональной сферы (высокий уровень тревожности), количество детей — 8.
Педагоги – не требуется дополнительного участия педагогов, участие педагогов в проекте, как участников продуктивной и исследовательской деятельности.
Родители – участвуют в проекте, изготавливая мандалы совместно с детьми.
Условия, необходимые для реализации проекта:
- Старший дошкольный возраст (дети подготовительной группы).
- Изучение истории мандалы.
- Наличие необходимых материалов для продуктивной деятельности.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- Технические средства (ноутбук) для просмотра (прослушивания) видеоматериалов и аудиоматериалов;
- Материалы для рисования, изготовления мандал
Проект адресован педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений.
Проект проводился в несколько этапов:
- Подготовительный этап
Задачи:
— подбор методической и художественной литературы по данной теме;
— разработка коррекционно-развивающих занятий и плана мероприятий по теме проекта.
— оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей;
На подготовительном этапе подобрала методическую и художественную литературу по теме, составила план мероприятий по реализации проекта.
Провели для детей:
— диагностику личностных особенностей детей (методика «Дом. Дерево.Человек»).
— «Тест тревожности», авторы Темпл, Дорки, Амен, для выявления уровня тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния.
— Методику «Рисунок семьи» Р. Бернс, С. Кауфман, для того, чтобы исследовать восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений.
— диагностику «Пиктограмма»; автор Н. Минаева, для изучения узнавания детьми графического изображения эмоций.
— диагностику «Социометрия»; автор Д.Морено, для определения статуса ребёнка в группе
Для родителей:
— Консультацию «Страхи детей»;
— Анкетирование родителей «Чего боится ваш ребенок».
— Опрос родителей «Стиль семейных взаимоотношений»
— Опрос педагогов «Статус ребенка в группе»
Разработала коррекционно-развивающую программу «Магический круг», цикл занятий по мандала-терапии.
Также предварительно до занятий:
- Ознакомили детей с историей мандалы, провели беседу с детьми «Что такое «мандала»?, показали презентацию «Виды мандалы».
- Дети исследовали виды мандал (рисованные, лепные, из песка, из засушенных цветов, листьев, цветной соли, из бросового материала итд), исследовали материалы для рисования, изготовления мандал. Просмотрели видеоматериалы с мастер – классом по изготовлению разных мандал.
- Родители предоставили материалы для изготовления продукта (пластилины, краски, кисточки, карандаши, нитки итд), помогли в сборе и оформлении материалов.
- Музыкальный руководитель: подобрала музыкальное сопровождение для проведения занятий.
- Практический этап
Провели цикл коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительной группы «Магический круг», которая состоит из трех блоков:
1 блок. «Я и мой мир»
— помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим;
— раскрыть в ребёнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи.
2 блок. «В мире эмоций»
— научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания;
— знакомить ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого.
3 блок. «Я, ты, мы»
— формировать коммуникативные навыки;
— учить устанавливать и поддерживать контакты.
Занятия проведены 1 раз в неделю, длительностью 30 минут, учитывая индивидуальные особенности детей. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивали мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными. На занятиях использовали такие материалы и оборудование, как: набор готовых мандал Александра Цайри, релаксационную музыку, краски, карандаши, воду, кисти, пастель (желательно люшеровских цветов), разноцветные карандаши по выбору испытуемого, разные природные материалы, бросовые материалы, камушки, засушенные цветы, листья, соль, мозаики, разноцветный песок итд.
Придерживались такие правила работы психолога, при использовании мандалы, как:
- Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) ребенок выбирает самостоятельно.
3. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
4. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы.
5. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка.
6. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
7. Ребенок, при желании, даёт название своей мандале.
8. После работы важно дать возможность ребенку проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы.
Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно даю возможность продолжить работу с мандалой на следующем занятии.
Работа с мандалами включала в себя 3 этапа:
1. Организационный. Я предлагала выбрать те материалы, которые необходимы для рисования.
2. Основной. Раскладывала перед ребенком готовые мандалы. Давала четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования предлагала назвать мандалу.
Задавала следующие вопросы:
Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?
Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка).
Что для тебя значат эти цвета?
Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».
Что тебе было сложно делать, а что легко?
Что ты сейчас чувствуешь?
Ты доволен результатом?
Хотел ли ты что-нибудь изменить?
3. Завершающий. После окончания рисования предлагала посидеть молча, «покатать волшебный круг», найти ему место, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать). Выключала музыку и благодарила за работу.
В работе с конфликтующими детьми проводила раскрашивание парной геометрической мандалы, которое стимулирует желание договариваться, вносит и соревновательный момент, и способствует сплочению детей.
В работе с детьми с повышенной двигательной активностью эффективным было создание мандал из природного материала, которое позволяет успокоиться, сосредоточиться, снижает излишнюю импульсивность, развивает зрительно-моторную координацию, внимание.
Работу с родителями начали с мам. В рамках родительского клуба «Лучик надежды» использовали мандалу. В процессе работы происходила гармонизация внутреннего психологического состояния родителей, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, формирование установки позитивного отношения к себе, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала, так же изучили семейное окружения, личностный ресурс ребенка, снятие эмоциональной напряженности.
Создание совместных мандал в парах «мать – дитя» способствовало гармонизации взаимоотношений, проявлению чувств, принятию ребенка, позволило увидеть потенциал, а иногда и посмотреть на него другими глазами, открыть новое, ранее не замеченное в нем.
Также для родителей провели беседы: «Основное значение термина «мандала»., «Виды мандалы», Мандала — терапия и её влияние на эмоциональное состояние человека.
Также родителям предложили поучаствовать в выставке «Мандала-терапия», на которой были представлены совместные рисунки, поделки детей и родителей.
Мы практикуем использование мандал и в методической работе, что способствует улучшению эмоционального состояния педагогов, изменению психологической атмосферы в коллективе, снятию напряженности, групповому сплочению.
Для педагогов проведены консультации: «Метод «Мандала» в работе с детьми», «Использование метода насыпной мандалы». Даны рекомендации «Редактор детских проблем — мандала».
А также для профилактики профессионального выгорания проведено рисование собственных мандал «Мандала-терапия».
III. Заключительный этап
Провели оценку эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);
Организовали выставку детей, педагогов и родителей «Волшебная мандала», с проведением экскурсии для гостей.
Провели анализ перспектив дальнейшего развития проекта
III. Заключение
Новизна проекта заключается в необычности тематики, актуальности темы и в использовании метода мандала в ходе реализации проекта.
Практическая значимость проекта заключается в его разработке и внедрении в образовательный процесс в ДОУ, в использовании практических наработок
Вывод:
Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.
Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камни) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки.
Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.
Таким образом, работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Работа с мандалами учит гиперактивных детей концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной личности и видеть, где начинаются границы других людей; активизирует внутренний ресурс исцеления нервных, тревожных, агрессивных детей, позволяет гармонизировать их психическое состояние, приносит спокойствие и дает разрешение напряжения.
Все эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка. Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
Использование метода мандалы в работе дошкольного учреждения на протяжении этого года, показало свою эффективность, как в работе с детьми психо-эмоциональными нарушениями, так и их родителями и педагогами, что подтверждается наблюдениями за детьми, беседами с педагогами и родителями, а так же диагностическими обследованиями («Специальный проективный тест тревожности» авторов Р.Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
Дальнейшее развитие проекта
Получив в результате анкетирования от родителей запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей работы над проектом. В дальнейшем планируется ввести в ДОУ традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться на интересующие темы, по арт-терапии, по мандала-терапии, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов. А также в дальнейшем планируем проект по изготовлению якутского амулета-харысхал по методу мандала.
Кривогорницына Оксана Сорокгодовна
воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Кэнчээри»с.Амга
Проект «Амма улууЬа –мин дойдум»
Төрөөбүт дойдутугар бэриниилээх киһини иитии суолтата үөрэҕирии салаатыгар олус улахан. Оскуолаҕа киириэн иннинээҕи саастаах оҕолору патриотическай иитиигэ сыаллаах-соруктаахтык үлэ ыытыллар. Ол иһигэр – олорор дойдутун айылҕатын, биллиилээх дьонун билиһиннэрии буолар. Бары билэрбит курдук, төрөөбүт дойдуга таптал кыраттан саҕаланар: олорор дьиэҕиттэн, нэһилиэккиттэн.
Билиҥҥи олох көрдөрөрүнэн оҕолор, оннооҕор улахан дьон бэйэлэрин дойдуларын биллиилээх суруйааччыларын, спортсменнарын, мелодистарын билбэттэрэ олус хомолтолоох. Ол да иһин төрөөбүт дойдутугар бэриниилээх, сирин-дойдутун таптыыр, дьонунан-сэргэтинэн киэҥ туттар киһини иитии боппуруоһа олус тоҕоостоох. Бу түгэҥҥэ дьиэ кэргэни кытта ыкса бииргэ ситимнээхтик үлэлээһин оҕо ис туруга бөҕөргүүрүгэр, үөрэҕи ылынарыгар сүрүн күүс буолар.
Оҕо олорор дойдутун үчүгэйдик билэрин наадатыгар «Амма улууһа – мин дойдум» диэн бырайыак оҥоһулунна.
Бырайыак сыала: оҕо төрөөбүт дойдугар тапталы, патриотическай санааны иҥэринэн сайдан тахсарыгар иитии.
Бырайыак соруктара: төрөөбүт дойдутунан киэҥ туттарга, таптыырга иитии; Амматын улууһун биллиилээх: мелодистарын, ырыаһыттарын, спортсменнарын, музыканнарын, суруйааччыларын билэ, киэҥ тутта улаатарыгар олук ууруу; элбэҕи билиэн-көрүөн баҕарар баҕатын сайыннарыы; төрөппүттэри оҕону иитиигэ тэҥҥэ үлэлииргэ умсугутуу.
Бырайыагы олоххо киллэрии былаана: үлэни ыйдарынан аттарыы; биллиилээх дьон аймахтарын, эбэтэр бэйэлэрин көрсөн кэпсэтии; оҕоҕо сөптөөх оонньуулары толкуйдааһын; үлэни барытын түмүү.
Ыытыллар үлэ көрүҥнэрэ | |||
Күнэ-дьыла | Оҕолордуун | Төрөппүттэри кытта | Иитээччилэрдиин |
Алтынньы | Амма нэһилиэктэрин билиһиннэрии | Пазл оноруута«Амма тэрилтэлэрэ» | Карта оҥоруута«Олорор дойдугун төһө билэҕин?» оонньуу |
Сэтинньи | Мас тардыһыыта, хапсаҕай, мини-волейбол күрэхтэһии | Аҕалар уолаттарга күрэхтэһии ыытыыта | Курэхтэһиини тэрийсии |
Ахсынньы | Доклад ааҕыыта: Никифоров А. «Волейбол», Константинов К. «А.Баишев — саха бадьыма», Черкаев Дьулуур «Никитин кик-боксер», Максимов Д. «Сахаачча», Кузьмин М. «Тустуук Михаил Скрябин» | Доклад бэлэмнээһинэ | Докладтары кэпсииргэ бэлэмнээһин |
Тохсунньу | Остуол оонньууларынан оонньотуу | ||
Олунньу | Амма суруйааччыларын билиһиннэрииК. УурастыырапАмма ДаайысТуйаарыскайС. Капитонов | Хоһоон үөрэтии | Амма суруйааччыларын туһунан материал хомуйуута. |
Кулун тутар | Амма мелодистарын билиһиннэрииО. ИвановаК. ОнуфриеваВ. Ноев А. Кузьмин | Инсценировкаҕа кыттыы«Ырыаны таай» | Инсценировка туруоруу, төрөппүттэргэ оонньуу ыытыыЭппитинэстээх Харитонова М.В. |
Муус устар | Т. АнтоноваГ. Петрова | Ырыа тылларын үөрэтии | Ырыалары үөрэтии |
Ыам ыйа | Оонньууларынан оонньооһун | Оонньуулары түмүү, киэҥ араҥаҕа тарҕатыы |
Проект түмүгэ:
Оҕо төрөөбүт дойдутунан киэҥ туттар, таптыыр буола улаатар;
Оҕо Амма улууһун нэһилиэктэрин гербэлэрин, былаахтарын билэр;
Амма улууһун биллиилээх мелодистарын, ырыаһыттарын, спортсменнарын, музыканнарын, суруйааччыларын тустарынан оҕоҕо сөптөөх материаллары хомуйан, презентация оҥорон таһаарыы;
Оҕону умсугутар оонньуулары оҥоруу;
Киэҥ араҥаҕа тарҕатыы.
Туһаныллыбыт литература
Артемьев Е.Р., Климонтов В.Л., Иванов Н.И. Амгинский район Якутская АССР. – с. Амга, 1990
Быстрова А.В., Захаров Н.С., Захарова В.И. – Атлас Амгинского улуса (район) РС(Я). – Якутск: изд ИРО и ПК РС(Я), 2011
Васильева Л.П. Благодатный край – Амгинская слобода путеводитель по Амге. –
ООО «Паблисити», г.Якутск, 2011
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Пестеров В.И., Емельянова П.И. – Амгинский район – вехи столетия. – Якутск: Бичик, 2011
Саввина М.С. – Тулалыыр эйгэни билиьиннэрии уонна о5о тылын сайыннарыы. – Дьокуускай: Кинигэ издательствота, 1992
Тосхол: национальнай о5о тэрилтэтин базовай программата, Саха Респ. Уерэ5ин м-вота: (пргораиианы онордулар: М.Н. Харитонова уо.д.а) – Дьокуускай: «Медиа-холдинг «Якутия», 2009
Сыһыарыы
ООННЬУУЛАР
«Амма киэҥ туттар дьоно»
(Лото)
Сыала: Амма биллиилээх дьонун оҕолорго билиhиннэрии.
Оонньууга баар: 4 хонуу, 24 фишка.
Оонньуу быраабылата: Оонньооччу ахсаана 2-4. Улахан киhи мөhөөччүктэн биирдии фишканан хостоон оҕолорго көрдөрбөккө эрэ киhи аатын ааттыыр. Ол киhини оҕо хонууга булан фишканы хаартыска үрдүгэр уурар. Ким эрдэ хонуута туолбут ол кыайар.
«Амма нэhилиэктэрин гербэлэрин сөпкө хомуй»
(Хомулук)
Сыала: Амма улууhун 14 нэhилиэктэрин гербэлэрин үөрэтии.
Быраабылата: Бастаан 1-2 пазлы хомуйуу, сыыйа элбэтэн иhии. Оҕо хомуйбут гербэтин көрөн хайа нэhилиэк буоларын билэн ааттыыр.
«Амма устун айан»
(истиэнэҕэ ыйанар магнитнай оонньуу)
Сыала: Амма улууhун нэhилиэктэрин билиhиннэрии.
Манна баар: Дуоска, 4 магниттаах фишка, кубик.
«Сөпкө хомуй»
( Пазл)
Сыала: Улуус киинигэр баар олоххо суолталаах тэрилтэлэри билиhиннэрии.
Быраабылата: Ыhыллан сытар ойууну хомуйуу.
Скрябина Марфа Афанасьевна
воспитатель,
МКУ РУО «Мегино-Кангаласского улуса»
МБДОУ Павловский детский сад «Лена»
Организация НОД для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Проблемы формирования знаний и умений детей по безопасности жизнедеятельности
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
Разработка превентивных или предупредительных мер.
Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:
Угроза жизни;
Возможность нанесения ущерба здоровью;
Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих
В дошкольном возрасте формируются такие важные качества личности как ответственность и чувство долга. Формируются личностное качества, связанные с отношением к людям, переживаниям, успехам и неудачам.
Безопасное поведение в дошкольном возрасте формируется на основе сознательного отношения к своим поступкам.
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
— складывается самокритичность, способность мотивировать самооценку;
— появляется личное сознание.
Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап развития сознательного поведения ребенка. Потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл. Необходимость в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок.
У детей старшего дошкольного возраста имеется потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. Ребенок усваивает эталоны социальных норм поведения. В нравственном развитии становятся знания норм общения и понимание их ценности и необходимости. За период старшего дошкольного детства ребенок проходит большой путь личностного развития, а также в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в числе личностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Содержание работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
В нашей старше-подготовительной группе посещают 23 воспитанника, из них 10 детей старшего дошкольного возраста. Свою работу по формированию основ безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня сформированности ОБЖ их знаний и интересов, которая проводилось в форме наблюдений, игр, рассматривании и беседы сюжетных картин. Результаты диагностирования занесены в индивидуальных диагностических картах, разработанный нашим педколлективом. В этом дневнике показатели развития отобраны из программы по которой работает детский сад, программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
По итогам изучения сформированности ОБЖ выявлены следующие результаты.
У большинства обследованных старших дошкольников не сформирован достаточный уровень знаний и умений безопасного поведения:
в основном дети затрудняются в ответах по правилам дорожного движения;
большинство старших дошкольников не знают об опасных насекомых, ядовитых растениях;
Не знают точный домашний адрес, телефон.