Региональный компонент содержания кольного биологического образования в теме «Кровь и кровообращение» - Максимова Р.А.
Максимова Рада Андреевна
Магистр, учитель биологии, МБОУ ВСОШ№1 им. Г.И. Чиряева, г. Вилюйск,
Республика Саха (Якутия)
rad.maksimowa2015@yandex.ru
Региональный компонент содержания школьного биологического образования в теме «Кровь и кровообращение»
Аннотация. В статье рассмотрена возможности включения регионального компонента биологического образования в содержании темы «Кровь и кровообращение».
Ключевые слова: региональный компонент, кровь и кровообращение, методика.
В ФГОС содержания образования предусмотрено время для реализации регионального компонента в содержании учебных предметов. Выделение данного компонента стандарта сделало актуальным идею регионализации образования, под которой процесс приближения образовательной сферы к реальным потребностям школы с учётом специфики региона, его культурно-исторических особенностей. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы, любящего свой народ и родной край.
Включение региональной составляющей в изучение биологии является основным условием приобщения школьников к природе РТ, к ее проблемам и перспективам. В последние годы в учебно-воспитательной работе большое внимание уделяется изучению биологии и экологического состояния своей местности, которая является очень ценным источником знаний и обладает большой привлекательностью. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Республики Саха выделяется 10 -15% времени на региональную составляющую содержания биологического образования [1].
В настоящее время перед учителями биологии стоят следующие задачи:
— усиление воспитательного и развивающего потенциала биологического образования общекультурной направленности;
— повышение роли теории как методологической основы познания природы;
— повышение роли теории как методологической основы познания природы;
— усиление практической направленности биологического образования.
Урок по – прежнему остается основной и главной формой организации учебного процесса. Использование региональной составляющей наряду с применением на уроке различных методов, приемов и средств помогает вызвать у учащихся интерес к предмету, привить любовь к родному краю и воспитать бережное отношение к природе родного села, города и другие.
В отличие от других школьных дисциплин биология является одним из тех предметов, где почти на каждом уроке можно инужно использовать региональную составляющую. Только на уроках биологии изучаются растения, животные; их взаимосвязь между собой и с окружающей средой. Учащиеся узнают, какие растения широко распространены и какие животные обитают в нашей местности, получают знания о ее лекарственных растениях, редких животных, которых необходимо охранять. В ходе тематических экскурсий по историческим местам (в краеведческие музеи, связанные с историко-краеведческими событиями, проживания народных целителей, в клиническую лабораторию «Анализ крови», «Донорство в Якутии» учащиеся знакомятся с историко — краеведческими объектами, событиями и т.д.)
В 8 классе в разделе «Человек и его здоровье» есть такая интересная темы, как «Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы». При ее изучении учащиеся знакомятся с питательными и лечебными свойствами кумыса. Учитель объясняет химический состав кобыльего молока, раскрывая свойства молочного сахара, казеина, альбумина и глобулина. Подчеркивает особую ценность кумыса как поливитаминного средства. Кобылье молоко превосходит по содержанию таких важных микроэлементов, как кобальт и медь, играющих большую роль в кроветворении, а по содержанию железа, необходимого для образования важнейшего белка крови – гемоглобина, оно уступает коровьему. Кумысолечение нормализирует кровеносную систему, благоприятно влияет на составные части крови, в частности, увеличивается количество красных и белых кровяных клеток [2].
При изучении общей схемы кровообращения и лимфообращения учитель знакомит учащихся одним из древних методов лечения кровопусканием (хаанньыттар). Якутские целители кровопускание широко применяли при различных заболеваниях: при высоких давлениях, головных болях, застоях крови в тканях и кровеносных сосудов др. Для этого они путем выпуска темной крови кровеносные сосуды освобождались от засорения, закупорки восстанавливая снабжение тканей свежей кровью. Кровопускатели по всей территории Якутского края пользовались идентичными инструментами — миниатюрными топориками и рожками. Также при объяснении данного вопроса учитель показывает роль комаров для человека. Комары делают людям малое поверхностное кровопускание при всасывании части застойной крови, что способствует улучшению обмена веществ, рассасыванию нарывов и других воспалительных процессов, возникающих в зимнее время [2].
В учебном материале о работе сердца и его гигиены, в качестве дополнительного регионального материала учитель рассказывает об отосутах. Как показала практика, использование регионального материала по данной теме способствует более эффективному усвоению таких сложных вопросов темы как значение крови в обмене веществ, свертывание как защитную реакцию организма, иммунитет, его значение в жизни человека. профилактику заболеваний органов кровообращения, обосновывают взаимосвязь крови, лимфы и тканевой жидкости, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на состав и функции крови, применение знание о свертывании крови, иммунитете, количестве эритроцитов и лейкоцитов.
Введение регионального материала в содержание урока по теме «Кровь и кровообращение» способствует пониманию учениками суть культуры, методы лечения при сердечно — сосудистых заболеваниях, при заболеваниях сердечно – сосудистой системы, использовать природные дары для поправки своего здоровья, истории своего народа, являясь необходимой ступенью приобщения к их традициям национальной культуры. Так, например, изучение клеток крови человека и лягушки под микроскопом; изучение движения крови по сосудам; исследование крови под микроскопом; определение размеров своего сердца и другие опыты, которые проводят ученики на практических занятиях, и сопоставляют полученные результаты со всевозможными народными приметами, позволяют учащимся гордиться мудростью, наблюдательностью своих предков.
Таким образом, региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Ссылки на источники:
1. Примерные программы по учебным предметам. Биология.6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010.-80 с.- (Стандарты второго поколения).
2. Григорьева А.М. Народная медицина якутов: медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии 17-19вв.- М.: из глубин,1992.-128.
О средствах достижения высоких метапредметных результатов через изучение русского языка - Рыжкина Л.П.
Рыжкина Лариса Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
МАОУ «СОШ № 24»
г.Удачный
О средствах достижения высоких метапредметных результатов через изучение русского языка
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
Согласно новому ФГОС на смену знаниево-ориентированному обучению приходит системно-деятельностный подход, который обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». Системно-деятельностный подход подводит нас к тому, что основным результатом становится умение человека на практике находить выход из различных ситуаций. Результатом обучения становится не сумма знаний, а умение применять эти знания на практике. При этом процесс обучения, приобретая проектно-исследовательский и практический характер, сам становится объектом усвоения.
Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед нами в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет нас перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Реализация ФГОС нацеливает на формирование следующих инновационных образовательных результатов школы: самостоятельности, инициативности, возросшей ответственности обучающихся.
Стержнем нового ФГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Результаты классифицируются по трем видам: предметные, метапредметные и личностные. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» в ФГОС описано содержание метапредметных результатов, включающих «освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками», и мы понимаем, что нашим ученикам в этом помогут знания русского языка.
В новых стандартах основная суть сосредоточена на тех универсальных учебных действиях, которые необходимо сформировать на практических знаниях, накопленных и осмысленных обучающимися, на тех результатах, которые прописаны в основной образовательной программе школы по предмету «Русский язык».
В 2019-2020 учебном году в учебный план СОШ № 24 г.Удачный введены новые предметы как «Родной язык и родная литература». В МАОУ «СОШ № 24» сегодня обучаются дети разных национальностей. Для примера приводим данные о знании национальных языков обучающихся ОУ. В опросе приняли участие ребята из 5а,6в и 7в классов. Всего было опрошено 68 человек.
Исходя из этого, школа приняла единственное безболезненное решение, которое мы видим для нашего города с подавляющим большинством русскоязычного населения выбрать язык изучения как родного – русский язык.
Мы считаем, что важнейшая задача курса «Родной(русский) язык» — приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков в контексте их богатства и своеобразия, национальных традиций и культур народов России. Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении. Оно опирается на основной курс — «Русский язык и литература» — сопровождает и поддерживает, но не дублирует его. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер.
Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования обучающихся. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции:
— является предметом изучения и обучения ему,
— средством изучения всех остальных предметов.
На уроках русского языка у школьников формируется эстетическое чувство, т.е. представление о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, мы готовим их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности, что требуется ФГОС.
Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное предмет передает в текстах художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.
Перед нами стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:
• познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
• развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
• воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
• развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.
Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.
Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку в нашей школе:
• формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
• вооружение учащихся нормами литературного языка;
• развитие умения связно излагать свои мысли.
Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в нашей работе.
Сегодня русский язык служит нашим ученикам:
• средством оформления и выражения мысли;
• коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, учитывая многонациональный состав обучающихся);
• средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Важнейшее место русского языка , а теперь еще и родного (русского) языка в учебном плане определяется ролью русского языка в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания и самосознания.
Мы понимаем, что от уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, направленных на повышение эффективности сохранения и распространения культуры русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации.
Литература:
1 Интернет-сайт: http://smartnews.ru/society/life/988.html. Общество и жизнь.
2. Интернет-сайт https://rg.ru/2019/09/16/v-shkole-poiavilis-russkij-rodnoj-iazyk-i-russkaia-rodnaia-literatura.html
3.Журнал «Управление качеством образования:теория и практика эффективного администрирования»,г.С-П, «Эффектико – пресс»№2, 2016г
3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
5.Примерные программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ , 4-е издание — М.: «Дрофа», 2015 г. и авторской программы под редакцией В. В. Бабайцевой — редактор, А. Ю. Купалова, Е, И. Никитина, Т. Н. Пахнова,С. Н. Пименова, Л. Д. Чеснокова
6. Рабочая программа учебного курса «Родной (русский) язык и родная литература» для 5-9 классов
7.Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ № 24»
7.Учебный план МАОУ «СОШ № 24» на 2019-2020 учебный год.
Решение практико-ориентированных задач, как основа развития функциональной грамотности учащихся - Гуляева У.И.
Гуляева Ульяна Ивановна,
учитель математики
Туора-Кюельской СОШ имени И. Н. Гуляева, Таттинского улуса.
Решение практико-ориентированных задач, как основа развития функциональной грамотности учащихся.
Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.
Задача современной системы образования — не столько научить ученика читать, писать и считать, сколько сформировать у него универсальные учебные действия, которые отвечают за его способность к саморазвитию, осуществляемому путем сознательного присвоения нового для него социального опыта, иными словами, сформировать «умение учиться».
Следует учитывать, что сформировать функционально грамотную личность учащихся может учитель, сам обладающий ею, готовностью к реализации реформ образования в условиях конкретного учебного заведения и контингента обучающихся. Главная задача учителя состоит в том, чтобы отобрать содержание программы в целом, отдельной темы и конкретного урока в контексте формирования функциональной грамотности, адаптировать общие положения функциональной грамотности к преподаваемому предмету, наполнить их предметной составляющей.
Проблема формирования функциональной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность обучающихся. Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты. Из чего же складывается математическая и естественнонаучная грамотность? Прежде всего, это предметный компонент. Однако помимо предметного компонента, функциональная грамотность включает в себя и деятельностный компонент, связанный с коммуникативной, информационной, читательской, социальной компетенциями. Это означает, что предметные знания, какими бы практико-ориентированными они ни были, требует определённых общих умений, без владения которыми применение знаний будет невозможным и затруднительным. Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что неправильное выполнение учеником экзаменационного задания в формате ОГЭ и ЕГЭ, объясняется неверным прочтением условия задачи, его невнимательностью, т.е. с несформированностью смыслового чтения, адекватных возрасту.
При обучении математике надо должное внимание обратить на работу по формированию функциональной грамотности как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, также в межличностном общении и социальных отношениях.
В целях повышения качества обучения математике и улучшения результатов математической грамотности учащихся рекомендуется использовать на занятиях преимущественно практико-ориентированные задания, направленные на формирование умений применять приобретенные знания и умения по математике в практической деятельности и повседневной жизни. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Поэтому актуальными в этом плане являются материалы, раскрывающие сущность таких технологий, как критическое мышление, позволяющие по-новому организовывать преподавание математике с учетом функциональной грамотности.
С позиций Федерального государственного образовательного стандарта результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные, предметные и метапредметные результаты. ФГОС рассматривает в качестве одной из важнейших задач современного образования — формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.
В процессе работы перед нами возникает ряд противоречий, связанных с изучением математики:
• при решении задач, представленных в учебниках математики, используются все данные из условия; в заданиях PISA, имеются избыточные данные — учащийся должен выбрать нужные для решения той или иной задачи;
• в программах 9 -11 класса не предусмотрено решение практико-ориентированных задач, включенных в КИМы итоговой аттестации учащихся;
• В «Методических рекомендациях по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики», выделили ряд проблем, связанных с неуспешной сдачей ЕГЭ: неумение читать и понимать текст условия задачи, неумение решать базовые задачи, требующие применения математики в жизненных ситуациях, несформированность наглядных геометрических представлений.
Для достижения поставленной цели необходим обоснованный выбор действенных технологий. ФГОС определяет, что основой деятельности каждого учителя должен стать системно – деятельностный подход, суть которого заключается в умении «научить учиться». В своей работе мы используем технологию проблемного обучения, основой которой является вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемных вопросов и заданий. Вместе с ребятами составляли
Применение этих технологий приводит к стабильному результату с положительной динамикой при формировании метапредметных компетенций, в том числе познавательных.
Актуальным инструментом формирования познавательных компетенций являются задачи практического содержания. Практико-ориентированная задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования. Данные задачи могут применяться на уроках математики для повышения мотивации к её изучению, для неразрывности математики и других учебных дисциплин.
При решении практико – ориентированных задач выделяем несколько этапов деятельности учащегося и учителя.
Первый этап: знакомство с задачей.
На этом этапе учитель должен обеспечить условия для мотивации учащихся к познавательной деятельности и создать проблемную ситуацию, которая вызывается следующими трудностями: нехваткой необходимых знаний; неумением применить ранее изученное в новой ситуации; противоречием между теоретической возможностью и практической осуществимостью выбранного способа решения; противоречие между полученными результатом и неумением его обосновать.
Второй этап – формулировка проблемы (Как решить эту задачу? Что мне для этого надо?).
Учащимся предлагается детально проанализировать условие задачи и ответить на вопросы: «Что дано?», «Что требуется найти?», «Достаточно ли информации в условии?», «В удобном ли для меня виде она представлена?», «Может, мне следует осуществить переход «текст – таблица», «текст – график» и др.?». На этом этапе формируются навыки смыслового чтения, умение использования знако-символических средств. Эти действия являются первым шагом к развитию познавательных компетенций – умение работать с информацией. Так, на уроке математики в 6 классе при изучении темы «Диаграммы» учащимся было предложено построить диаграммы по статистическим данным регонального уровня.
Третий этап – составление математической модели, где формируются умения алгоритмизации, рационализации решения.
Здесь можно предложить группам составить свою модель по условию, а после провести обсуждение всех моделей и оценить их правильность, логичность, рациональность. На данном этапе формируется умение владеть общим приемом решения задач, а также ориентироваться в разнообразии способов решения.
Четвертый этап – работа с математической моделью.
На данном этапе используется прием «лови ошибку», который заставит учащихся включиться в мыслительную деятельность при выполнении «чисто математических операций».
Пятый этап – интерпретация полученного результата.
На данном этапе формируется умение строить рассуждение, выявлять связи и закономерности. Например, на уроке в 5 классе при изучении темы «Действия с десятичными дробями» учащимся было предложено создание проекта «Экономная покупка», в ходе выполнения которого учащимся необходимо было составить продуктовую корзину своей семьи, проанализировав цены в трех магазинах города. Финалом решения задачи становится.
Шестой этап, на котором предлагается составить свою задачу по похожей или измененной модели, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, для формирования умения осуществлять анализ, сравнение, аналогии и классификацию по заданным критериям.
На уроках систематическое решение практико- ориентированных задач позволяет сформировать познавательные компетенции учащихся. Для этого в 9 классе актуально решать те новые социальные задачи , которые находятся в КИМах 2020 года. Далее полезно придумать вместе с детьми задачи из повседневной жизни, что помогает формировать учащихся способности мыслить нестандартно, действовать активно и творчески.
Показатели работ учащихся 7 класса по математической грамотности.
Анализ результатов выполнения работы по математической грамотности учащимися 5-х и 7-х классов продемонстрировал ряд позитивных моментов, а именно:
— в целом задания способствуют формированию у школьников:
— ценностных ориентиров,
— критического и аналитического мышления,
— умений, связанных с самостоятельной оценкой явлений и процессов, умений взаимодействовать и оценивать взаимодействия с другими людьми;
— сюжеты заданий соответствуют интересам и уровню подготовки учащихся;
— контролируемые умения соответствуют возрастным особенностям обучающихся;
— система заданий выполняет свою основную функцию – формирование функциональной грамотности;
— последовательное выполнение заданий на разные интеллектуальные действия способствуют тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю и приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
Затруднения в математической грамотности:
— понимание сюжетной ситуации и перевод еѐ на язык математики, нахождение способа решения;
— работа с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
— работа с реальными данными, величинами и единицами измерений;
— интерпретация результата с учѐтом предложенной ситуации;
— проявление самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта.
Затруднения в читательской грамотности:
Основные проблемные области читательской грамотности при исследовании возникли у обучающихся 5-х классов:
— извлечение информации из текста, выбор в тексте и предъявление конкретной информации, запрашиваемой в вопросе (пятиклассники либо не могут определить наличие информации в тексте и опираются не на текст, а на фоновые знания, либо определяют фрагмент текста, значительно превышающий по объему необходимый для ответа на вопрос, и не могут выделить в нѐм конкретную фразу и копируют целиком фрагмент);
— вычленение двух и более информационных единиц (трудность выполнения таких заданий обусловлена целенаправленным отсутствием в формулировке задания ссылки на определенное место в тексте, где содержится ответ; наличием в тексте рядом с искомым фрагментом похожей, но не относящейся к вопросу информации);
— самостоятельное истолкование информации, еѐ комментирование (формулировка задания часто включает слова «передай информацию своими словами», подмена собственных умозаключений на основе данной информации прямым цитированием);
— «некритичное» восприятие собственных ответов (учащиеся не понимают, что они уже привели три примера, три доказательства и т.д. в первом поле для ответов и заполняют оставшиеся поля текстом, не имеющим отношения к вопросу).
В заключении можно сказать, что мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка. Это поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Данный мониторинг можно отнести к формирующему оцениванию, так как результаты исследования позволяют увидеть достижения школьников и определить пути совершенствования результатов.
Рекомендации:
-на уроках работать с каждым учеником по интерпретации данных, приведенных в тексте задачи, планировать ход решения, делать выоды, найти рациональное решение поставленной задачи;
-работать с текстом каждой задачи, извлекать главное с текста, умением обосновать ход решения.
Следует понимать, что мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка. Это поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Данный мониторинг можно отнести к формирующему оцениванию, так как результаты исследования позволяют увидеть достижения школьников и определить пути совершенствования результатов.
Литература:
Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с
Я.И.Груденов. Совершенствование методики работы учителя математики. М., «Просвящение», 2004. – 224 с.
Хуторский А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты. Интернет журнал «Эйдос». 2002.
Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода .М. «Просвещение», 2003 г.
Л.В. Павлов, статья « Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики».
Практическая направленность математики - Скрыбыкина Е.Петровна.
Скрыбыкина Елена Петровна,
учитель математики,
МБОУ «Кюсюрская СОШ» Булунский улус
Практическая направленность математики
Математика относится к очень сложным предметам. Ребенок не всегда понимает учебный материал, часто не видит связи математики с окружающей жизнью, испытывает во время обучения негативные эмоции. Задается вопросом «Нужна ли математика в жизни?»
Перед учителем стоит задача показать, как математика может быть использована учащимися в практической деятельности, в социуме, в конкретных психологически значимых ситуациях.
В настоящее время цель образования состоит в том, чтобы лучше понимать жизнь, уметь ориентироваться в современном обществе, быть способным найти своё место в нём в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. При изучении математики актуальной является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Выпускник заинтересован не столько в получении знаний, сколько в использовании их для адаптации в обществе. Знания в современном мире важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе.
Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
В этом контексте становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики. Поэтому в своей практике я целенаправленно использую практико-ориентированные задания, показывающие простоту и пользу практической математики. Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации, где проверяется умение применять элементарные математические навыки в бытовых ежедневных ситуациях. Содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны главным образом для усвоения учащимися математических отношений, для овладения эффективным методом познания — моделирование, для развития способностей, интереса учащихся к математике.
В 2010 году в заданиях ЕГЭ добавился новый класс задач — компетентностные задачи. Компетентностную задачу решают с помощью математических знаний и житейской логики. Примерами таких задач могут служить задания из тренировочных тестов для подготовки к ЕГЭ 11-х классов: задания №3, 6 и 8 базового уровня и задание №1 профильного уровня по математике. А в заданиях ОГЭ в этом 2020 году задания с 1 по 5 являются практико – ориентированными задачами в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основной школы.
Чтобы реализовать содержание практико-ориентированного обучения математике можно решить на уроках математики 5-6 классов задания ОГЭ и ЕГЭ, подходящие по темам урока.
Тема «Деление с остатком».
В ходе решения задач можно дать задание из ЕГЭ:
Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов экипажа. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Каждое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно разместить всех пассажиров и всех членов команды?
После чтения задачи задаются наводящие вопросы и учащиеся составляют план решения задачи.
Решение задачи:
750+25=775 человек (всего)
750:70=10 (50 остаток)
Для перевозки 50 людей нужна еще одна шлюпка. Значит, в ответе задачи берем число с избытком: чтобы перевести 775 человек наименьшее количество шлюпок – 11.
Тема «Проценты»
В школе 124 ученика изучают французский язык, что составляет 25% от числа всех учеников. Сколько учеников учится в школе?
Призерами городской олимпиады по математике стало 48 учеников, что составило 12% от числа участников. Сколько человек участвовало в олимпиаде?
Брюки стоили 850 рублей. После снижения цены они стали стоить 680 рублей. На сколько процентов была снижена цена на брюки?
При решении практико — ориентированных задач ведется работа по профориентации (приложение). При итоговом повторении можно провести урок как ролевые игры знакомство с профессиями и при этом решить задачи из жизненных ситуаций и заданий ГИА. Также можно предложить учащимся самим подобрать задачи из учебника математики и дополнительной литературы, имеющие отношение к профессиям. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности. Это повышает интерес к предмету и наряду с этим учащиеся готовятся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, начиная с 5 класса.
Практико-ориентированная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Дидактические цели практико-ориентированных заданий: закрепление и углубление теоретических знаний, овладение умениями и навыками по учебной дисциплине, формирование новых умений и навыков, приближение учебного процесса к реальным жизненным условиям, изучение новых методов научных исследований, овладение общеучебными умениями и навыками, развитие инициативы и самостоятельности.
В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация школьника, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; школьники ощущают собственную компетентность.
Обучение с использованием практико – ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации. Особенность этих заданий(связь с жизнью, межпредметные связи) вызывает повышенный интерес учащихся, способствует развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач.
В жизни придется решать множество задач. Любое решение начинается с возникновения мысли, и того насколько мы правильно организуем свою деятельность по её решению и будет зависеть результат. И каждый ученик выбирает свою, самую правильную, самую рациональную, чтобы было интересно, радостно и комфортно в жизни.
Таким образом, необходимость использования практико-ориентированного подхода в образовании вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем, а, следовательно, формирования и развития отраслевых и региональных рынков услуг.
Использованные материалы
Задания ОГЭ и ЕГЭ из открытого банка заданий
Газета «Математика» ( 1 сентября), 2005 -2013г.г.
Приложение
Профессия | Задача | ||||||||||||||||||||
Продавец | 1. В период распродажи магазин снижал цены дважды: в первый раз на 30%, во второй – на 50%. Сколько рублей стал стоить чайник после второго снижения цен, если до начала распродажи он стоил 700 р.?2. В сентябре 1 кг слив стоил 60 рублей. В октябре сливы подорожали на 30%. Сколько рублей стоила слива в октябре после подорожания?3. Сырок стоит 17 рублей. Какое наименьшее количество сырков можно купить на 150 рублей? | ||||||||||||||||||||
Медик (медсестра, фармацевт) | 1. Больному прописано лекарство, которое нужно принимать по 0,5 г 4 раза в день в течение 3 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0.5 г Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?2. Одна таблетка лекарства весит 40 мг и содержит 6% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,2 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 6 кг в течение суток? | ||||||||||||||||||||
Водитель (таксист) | 1. Таксист за месяц проехал 6000 км. Цена бензина 21 рубль за литр. Средний расход бензина на 100 км составляет 6 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?2. Павел Иванович купил американский автомобиль, спидометр которого показывает скорость в милях в час. Какова скорость автомобиля в километрах в час, если спидометр показывает 59 миль в час? Считайте, что 1 миля равна 1609 м. Ответ округлите до целого числа | ||||||||||||||||||||
Строитель (маляр, дорожник) | 1. В таблице приведена стоимость работ по покраске потолков.
Пользуясь данными, представленными в таблице, определите, какова будет стоимость работ, если площадь потолка 40 м2, потолок цветной и действует сезонная скидка в 10%. Ответ укажите в рублях.2. Для ремонта требуется 57 рулонов обоев. Какое наименьшее количество пачек обойного клея нужно купить для такого ремонта, если одна пачка клея рассчитана на 5 рулонов? | ||||||||||||||||||||
Руководитель (воспитатель) | 1. В летнем лагере 229 детей и 28 воспитателей. В одном автобусе можно перевозить не более 48 пассажиров. Какое наименьшее количество таких автобусов понадобится, чтобы за один раз перевезти всех из лагеря в город? | ||||||||||||||||||||
Бухгалтер (банковский работник) | 1.Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 800 р. Сколько рублей будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет?2. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12500 рулей. Какую сумму он получит после уплаты налога на доходы? Ответ дайте в рублях. | ||||||||||||||||||||
Повар (домохозяйка) | 1. Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 10 г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 15 г. Какое наименьшее число пачек нужно купить хозяйке для приготовления 8 литров маринада? | ||||||||||||||||||||
Семья | 1. Плата за телефон составляет 250 р. в месяц. В следующем году она увеличится на 4%. Сколько рублей придется платить ежемесячно за телефон в следующем году?2. Показания счётчика электроэнергии 1 сентября составляли 79 991 кВт ∙ ч, а 1 октября – 80 158 кВт ∙ ч. Сколько нужно заплатить за электроэнергию за сентябрь, если 1 кВт ∙ ч электроэнергии стоит 1 рубль 60 копеек? Ответ дайте в рублях.3. Железнодорожный билет для взрослого стоит 290 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 16 школьников и 3 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу? |
Преподавание математики в условиях реализации ФГОС - Слепцова С.С.
Слепцова Саргылана Саввична
Учитель математики,
МБОУ «Эбяхская средняя общеобразовательная школа»
Преподавание математики в условиях реализации ФГОС
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
А.Дистервег
«Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни»
Н. И. Лобачевский
Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная подготовка, включающая активные знания по математике. Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях.
Поэтому считаю необходимым, как можно более полно раскрыть непосредственную связь математики с современной жизнью, межпредметные связи. Пытаюсь добиться этого, составляя задачи с практическим содержанием, включаю в эту работу детей. Мы вместе создаем проекты и презентации, выполняем творческие задания.
К задачам с практическим содержанием предъявляются, наряду с общими требованиями, следующие дополнительные требования:
— познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;
— доступность школьникам используемого материала;
— реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.
Для привития глубокого интереса учащихся к математике необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя — повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет — это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся, в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании — это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 2001г).
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
принцип проблемности;
принцип интереса;
принцип взаимообучения;
принцип самообучения;
принцип индивидуализации в условиях коллективной работы;
принцип коррекции и самокоррекции;
принцип мотивации;
принцип связи теории с практикой;
принцип доступности;
принцип сознательности;
принцип прочности усвоения знаний.
На современном этапе перед методикой преподавания математики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии развивающего обучения, личностно – ориентированного обучения, здоровьесберегающие, игровые, информационно – коммуникационные, тестовые, проектные технологии.
Решать задачи с практическим применением можно на разных этапах урока и во внеурочное время.
Д. Пойа говорил: “Математический опыт учащегося нельзя считать полным, если он не имел случая решать задачу, изобретенную им самим».
Ребята с большим удовольствием составляют задачи, причем очень часто материал для них берут из энциклопедий и в справочниках, в интернете.
Среди практических задач существенно выделить задачи с экономическим содержанием. Их значимость обусловлена тем вниманием, которое уделяется в настоящее время проблеме экономического воспитания и образования.
Умение выполнять процентные вычисления — безусловно, одна из самых необходимых математических компетенций. Считаю, что задачи на проценты надо решать не только в 5-6 классах, где изучается эта тема, но и на протяжении всех лет обучения в школе. Особый интерес представляют задачи не из задачника, а прямо с газетной полосы. На газетных публикациях можно построить целый урок. Но сам по себе газетный текст никакой задачи не содержит. Ее надо «увидеть. Много интересных практических экономических задач составлено и для подготовки старшеклассников к ЕГЭ. Считаю необходимым использовать их и на уроках математики в средней школе. На более высоком уровне применение математических методов в экономике может быть рассмотрено в старших классах при решении задач на оптимизацию.
Сельская школа имеет все возможности, чтобы связать обучение и воспитание учащихся на уроках математики с трудом в сельском хозяйстве.
На первый взгляд практико-ориентированные задачи кажутся простыми, что никакая подготовка к решению таких задач в старших классах школы не требуется. Однако анализ диагностических работ показывает, что каждый десятый старшеклассник делает ошибки при решении подобных задач. Причиной этого является отсутствие тренировки, что сводит любые навыки к нулю. Также у старшеклассников, занимающихся алгеброй и началами математического анализа, постепенно пропадает умение решать простые текстовые задачи. Часто выпускники отвечают не на тот вопрос, который поставлен в задаче, а невнимательность при выполнении вычислений приводит к ошибке при правильном ходе решения задачи.
Практика показывает, что технология проектной деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Несмотря на то, что задачи с практическим содержанием не могут составить единой самостоятельной дидактической системы задач, которые необходимы для закрепления всего теоретического материала, но применение их на практике дает положительный результат. Поэтому считаю, что применение ранее приобретенных знаний в новых условиях, решение практических задач на уроках математики способствует качественному изменению знаний и повышает уровень математической культуры учеников.
В своей работе учителем математики я использую технологию дифференцированного обучения. В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого предмета. В Программе для общеобразовательных учреждений по математике так и отмечается: «Принципиальным положением организации школьного математического образования становится дифференциация обучения математике в основной школе».
Различают уровневую и профильную дифференциацию. В основной школе преобладает уровневая дифференциация. Она выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим является уровень обязательной подготовки. На ее основе формируется более высокие уровни овладения материалом.
В своей работе к дифференциации подхожу постепенно. Принимая 5 класс, изучаю результаты обучения учащихся в начальной школе, наблюдаю за психологией детей, провожу диагностику, тем самым накапливаю материал для включения учащихся в дифференцированную работу. Явно учащимся о разделении их на группы не сообщаю. Я считаю не гуманным заявить ребенку о его низких математических способностях. Такое «мнимое» разделение дает мне возможность работать со слабыми учениками по формированию важных опорных знаний, а с сильными — овладевать материал на более высоких уровнях.
Выделенные уровни усвоения раскрыты для учащихся в учебно-методическом комплекте под редакцией А.Г. Мордковича, который четко выделил обязательную часть А и продвинутый уровень Б в изложении и закреплении материала, в заданиях для самопроверки и контроля. Он отвечает современным требованиям преподавания математики. Главная задача УМК заключается не в сухом сообщении математических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, т.е. приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса.
Привлекательность данного комплекта для учителей состоит в том, что впервые автор формулирует концепцию учебного курса, утверждая, что математика — гуманитарный (общекультурный) предмет, который не только обеспечивает необходимую математическую подготовку учащихся, но и позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности, оказывает существенное влияние на развитие речи обучаемого. Математика описывает реальные процессы на математическом языке в виде математических моделей. Поэтому математический язык и математическая модель — ключевые слова в постепенном развертывании курса, его идейный стержень. При наличии идейного стержня математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в тоже время развивающая дисциплина общекультурного
характера.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
В связи с обновлением содержания математического образования «организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей». Психологические исследования (Л. В. Выгодский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения учителем материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями.
Этого можно добиться используя технологию деятельностного подхода в обучении математике.
Современный урок — это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.
Моя роль на уроке — создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению. Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы:
— новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найти способ его разрешения.
— излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической деятельности выбрать правильное решение.
-предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации.
-ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования.
-даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением).
-даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?) Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей» предложите учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте пример на умножение. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Очевидно, что такие упражнения можно проводить при изучении самых разных тем. Можно организовать работу в паре Ученик-«учитель». Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть, и узнать новое.При изучении нового материала использую такую форму работы, когда каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других обучающихся. Вначале свой тип задания он прорабатывает с учителем, решение второго примера поясняет учителю, а затем объясняет одноклассникам, выступая в роли учителя. К примеру, таким образом можно организовать обучение преобразованию выражений, содержащих квадратные корни.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
Поэтому я работаю над проблемой «Формирование предметных и метапредметных компетентностей у учащихся на уроках математики как основа интеллектуального развития личности». Анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт позволяют выделить следующие методы формирования предметной компетентности у учащихся:
• создание проблемной поисковой ситуации;
• воспитание, развитие творческих способностей;
• обучение их системе активных умственных действий;
• использование практического опыта;
• творческий поиск.
В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
• построения и исследования простейших математических моделей;
• описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
• интерпретации графиков реальных процессов;
• -решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
• исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.
Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике, показывает,что перечень необходимых для этого предметных умений невелик:
• умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы;
• умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.);
• умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;
• умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.
Достижению положительных результатов обучения не достаточна работа на уроке. Задача учителя – всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес к предмету. С такими школьниками стараюсь работать индивидуально, привлекать их к участию в элективном курсе для 11 классов «Решение математических задач повышенной сложности», в элективном курсе предпрофильной подготовки учащихся 9 классов «Функция: просто, сложно и интересно. Уравнения, содержащие параметр и модуль, в математическом кружке «Занимательная математика», в олимпиаде, в заочной олимпиаде школьников, участие в международных , всероссийских конкурсах. Ежегодно провожу тематические недели математики, например. Учащиеся активно участвуют в викторинах, играх математического содержания, составляют кроссворды, разгадывают ребусы, пишут сказки, рефераты, создают модели, участвуют в театрализованных представлениях. Выступаю на заседаниях методического объединения с докладами, показываю открытые уроки. Участвую в общественной жизни школы, улуса.
И в заключение, огромное влияние на развитие и формирование интересов оказывает облик учителя, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал. Отношения, складывающиеся на уроке, создают микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной деятельности школьника, влияют на настроение ученика, заставляют его переживать.
Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности. При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.
Литература:
Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2010. 2. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. — Томск : Барс, 1997
Далингер, В. А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике : учебное пособие / В. А. Далингер. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2005. — 456 с.
Кузнецова, Е. В. Элементы творческой деятельности учащихся 5—6 классов при решении занимательных задач / дисс. … канд. пед наук. / Е. В. Кузнецова. — М., 1997. — С. 66—67.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. — М., 2008.
Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения дробей и действий над ними : учебное пособие / В. А. Далингер. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. — 191 с.
Григорьева, Т. П. Основы технологии развивающего обучения математике / Т. П. Григорьева, Т. А. Иванова, Л. И. Кузнецова, Е. Н. Перевозчикова. — Нижний Новгород, 1997.