Авелова Октябрина Семеновна,
Старший воспитатель
МБДОУ ДСКВ «Сардана»
Мониторинг развития ребенка в МБДОУ ДСКВ «Сардана»
Мониторинг развития детей проводится с целью определения степени освоения программы, выявления изменений в развитии, эффективности педагогической деятельности, построения дальнейшей работы по результатам проводится педагогическая диагностика.
Виды диагностического мониторинга:
— медицинская;
-психологическая;
-педагогическая
Медицинская. Предмет диагностики-состояние здоровья и физического развития ребенка. В проведении медицинской диагностики принимает участие медицинский и педагогический персонал. Педагоги участвуют в сборе первичной информации: при утреннем приеме ребенка проводят профилактический осмотр, ведут наблюдение за его самочувствием в течение дня, в случае выявления неблагополучия направляют к врачу или медсестре ДОО, которое проводят более компетентное обследования ребенка.
Стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Цель: установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии
Промежуточный психолого — педагогический мониторинг
Цель: выявление динамики и особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого воспитанника группы.
Итоговая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Цели:
оценка результативности работы с детьми.
определение дальнейшего образовательного маршрута для детей с тяжелыми речевыми нарушениям
Психологическая. Предмет диагностики-психологическое развитие ребенка:
— диагностическая работа с детьми;
-родителями;
-сотрудниками;
Педагогическая. Предмет диагностики- освоение ребенком образовательной программы.
Цели диагностической работы:
— выявить особенности (Объект и предмет диагностики) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
-обнаружить изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности;
В ДОО диагностическая работа внесена в годовой и календарные планы детского сада и педагогов.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
В следующих видах деятельности:
— коммуникации со сверстниками и взрослыми;
— игровой деятельности;
— познавательной деятельности;
— проектной деятельности;
— художественной деятельности;
— физического развития;
— коммуникации со сверстниками и взрослыми;
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Уровень освоения ООП Учреждения на 2019-2020 уч.год
№ | Области | высокий | средний | низкий |
1 | Познание | 34,96% | 55,96% | 9,08% |
2 | Коммуникативно-личностное | 50,4% | 48,6% | 1% |
3 | Речевое | 24,9% | 64,88% | 10,22% |
4 | Художественно-эстетическое | 37,95% | 58,88% | 3,17% |
5 | Физическое | 47,8% | 36,3% | 15,9% |
На уровень освоения ООП влияют результаты воспитанников с проблемами развития.
Образовательная область «Познание»
Образовательная область «Коммуникативно-личностное»
Образовательная область «Речевое»
Образовательная область «Художественно-эстетическое»
Образовательная область «Физическая»
Воспитательная работа
Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2019 году проводился анализ состава семей воспитанников.
Социальная характеристика семей
Состав семьи | Количество семей | Процент от общего количества семей воспитанников |
Полная | 77 | 68,75% |
Неполная | 22 | 19,64% |
Оформлено опекунство | — | — |
Многодетные семьи | 48 | 42,86% |
Характеристика семей по материальному положению
Высокий уровень дохода | Средний уровень дохода | Низкий уровень дохода |
3,57% | 40,18% | 56,25% |
Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы после зачисления в Детский сад.
В условиях сельской местности ведём приём воспитанников с проблемами в развитии. В 2019 году зачислено 2 ребёнка инвалида, один ребёнок с синдромом Дауна- посещает постоянно со всеми детьми, один ребёнок с ДЦП свободный график посещения с одним из родителей. Направление и содержание деятельности по интегрированному воспитанию и обучению:
— изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта по вопросам инклюзивного образования;
— методическая служба: методическая помощь, самообразование, аналитическая деятельность, педагогические советы, семинары, консультации, рекомендации;
— адаптирование образовательных программ.
Работаем по соблюдению основных условий интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с нормально-развивающимися сверстниками:
— создание в учреждении здоровье сберегающей и воспитательной среды;
— преемственность в учебно-воспитательном процессе;
— непрерывность учебно-воспитательного и оздоровительного процессов;
— разнообразие форм и методов воспитания и обучения;
— личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе- разрабатывают индивидуальные образовательные программы.
Инструментарий педагогической диагностики
во 2 группе раннего возраста (2-3 года)
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно. Когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация ожжет быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей. Таблицы педагогической диагностики во 2 группе раннего возраста заполняются 1 раза в год – в конце учебного года, так как в начале учебного года у малышей протекает адаптационный период.
Основные диагностические методы:
— наблюдение;
— проблемная (диагностическая) ситуация;
— беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
— индивидуальная;
— подгрупповая;
— групповая.
Описание инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: фиксировать характер игровых действий ребёнка.
Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Колобок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что случилось с колобком?». Кто его обхитрил? Какая лиса?»
Метод: наблюдение.
Материал: ситуация встречи / прощания со взрослым.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Посмотри, к нам пришёл гость. Что нужно сказать?».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Узнаёт и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.
Методы: беседа.
Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Что / Кто это?».
Группирует однородные предметы, выделяет один и много.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди всё красное, всё круглое, всё большое. Сколько яблок?»
Образовательная область «Речевое развитие»
Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).
Методы: проблемная ситуация.
Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе).
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?».
2 .Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Методы: наблюдение.
Материал: сказки для восприятия детьми.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Нарисуй / приклей / слепи».
Образовательная область «Физическое развитие»
Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: мячи.
Форма проведения: групповая, подгрупповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».
Форма проведения мониторинга – наблюдение за активностью ребенка в разные периоды пребывания в Учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогами. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту и паспорт здоровья каждого ребенка.
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
Возрастная группа _________________________________________ Дата проведения ________________________ ___________________________
№ | Разделы | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Ребенок в семье и сообществе | Формирование основ безопасности | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||||
Проявляет отрицательно е отношение к порицаемым личностным качествам сверстников | Проявляет элементарные навыки вежливого обращения, поведения: здоровается, прощается, обращается с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». | Самостоятельно надевает одежду и обувается, застегивает застежки, исправляет непорядок в одежде, пользуется ложкой, носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком | Выполняет простейшие трудовые действия, элементарные поручения воспитателя, связанные с подготовкой какой-либо деятельности, приемом пищи или уборкой группового помещения, в уголке природы | Знает своё имя | Знает имена членов своей семьи | Ориентируется в помещении группы, на участке | Имеет элементарные представления о правилах безопасного поведения в природе, на дороге, знаком с некоторыми видами транспортных средств, с понятиями «можно — нельзя», «опасно» | Знаком с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами, в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться) | |||||||||||||
Ф.И. ребенка | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | |
Всего детей: | |||||||||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||||||||
Всего % | |||||||||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Уровневые показатели: Высокий уровень – 18-13 баллов Средний уровень – 12-6 баллов Низкий уровень — 5-0 бал
Воспитатели:_______ /___________________/
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Возрастная группа _________________________________________ Дата проведения ________________________ ___________________________
№ | Разделы | Развитие познавательно- исследовательской деятельности | Ознакомление с миром природы | Формирование элементарных математических представлений | Ознакомление с предметным окружением, социальным миром | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||
Развит сенсорный опыт в игре с дидактическим материалом | Умеет сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвету, форме, величине | Узнаёт и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, их детёнышей, некоторые овощи и фрукты | Имеет элементарные представления о сезонных явлениях в природе | Умеет ориентирова ться в частях собственного тела, в помещениях группы и участка | Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, форме, размеру | Различает обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. | Узнаёт и называет некоторые трудовые действия, знает название села | ||||||||||||
Ф.И. ребенка | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | |
Всего детей: | |||||||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||||||
Всего % | |||||||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Уровневые показатели: Высокий уровень – 16-14 баллов Средний уровень – 13-6 баллов Низкий уровень — 5-0 баллов
Воспитатели:_______ /____________/
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Речевое развитие»)
Возрастная группа _________________________________________ Дата проведения ________________________ ___________________________
№ | Разделы | Развитие речи | Приобщение к художественной литературе | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||||
Сопровождают речью игровые и бытовые действия | По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы из 2– 4 слов | Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?») и более сложные («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). | Отчетливо произноси т изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих , шипящих и сонорных) | Может рассказать об изображённом на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта, отвечать на вопросы (Кто, что это? Что делает?) | Может прочитать наизусть стихотворение при помощи взрослого, договаривать слова, фразы при чтении воспитателе м знакомых стихотворений | Принимает участие в драматизации сказок, потешек, стихотво рений | Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного и с наглядным сопровожд ением | ||||||||||||
Ф.И. ребенка | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | |
Всего детей: | |||||||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||||||
Всего % | |||||||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Уровневые показатели: Высокий уровень – 16-14 баллов Средний уровень – 13-6 баллов Низкий уровень — 5-0 баллов
Воспитатели:_______ /___________________/
_______ /___________________/
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Возрастная группа _________________________________________ Дата проведения ________________________ ___________________________
№ | Разделы | Приобщение к искусству | Изобразительная деятельность | Музыкальная деятельность | Конструктивно — модельная деятельность | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||||||
Знаком с народным и игрушкам и: дымковской, богородской, матрешкой , ванькой- встанькой и другими | Знает назначение карандашей, фломастеров, красок, кисти, клея, пластилин а | Умеет рисовать предметы округлой формы, разные линии, штрихи, различать и называть основные цвета | Использует разные приемы лепки (раскатыва ет прямыми, круговыми движениями, сплющива ть) | Проявляет активнос ть при подпеван ии, выполне нии танцевал ьных движений | Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, бегать на носочках, галопом; выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, передавать образы | Умеет извлекать звуки из музыкаль ных инструме нтов: погрему шки, бубна, металлоф она | Узнаёт знакомые мелодии, вместе со взрослым подпевает в песне музыкальн ые фразы, различает звуки по высоте | Различает основные формы конструк тора (кубик, кирпичик , трехгранная призма, пластина, цилиндр) | Со взрослым и сооружает постройки по образцу | ||||||||||||||
Ф.И. ребенка | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | |
Всего детей: | |||||||||||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||||||||||
Всего % | |||||||||||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Уровневые показатели: Высокий уровень – 20-15 баллов Средний уровень – 14-7 баллов Низкий уровень — 6-0 балловВоспитатели:_______ /___________________/
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Физическое развитие»)
Возрастная группа _________________________________________ Дата проведения ________________________ ___________________________
№ | Разделы | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Физическая культура | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | |||||||||||
Умеет рассказать о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности ( уши слышать, рот кушать.) | Умеет ходить, бегать, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд не наталкиваясь на других детей | Умеет менять направление и характер движения по инструкции | Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч | Умеет ползать, подлезать под натянутую верёвку, ползать на четвереньках, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места | Проявляет желание играть в подвижные игры, передавая простейшие действия некоторых пepcoнажей | ||||||||||
Ф.И. ребенка | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | |
Всего детей: | |||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||
Всего % | |||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Уровневые показатели: Высокий уровень – 12-9 баллов Средний уровень – 8-5 баллов Низкий уровень — 4-0 баллов
Воспитатели:_______ /___________________/
Педагогический мониторинг образовательного процесса | |||||||||||||||
Возрастная группа детского сада «Росинка» ___________________________________________________ | |||||||||||||||
дата проведения 201__ – 201__ учебный год | |||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | Уровни по образовательным областям | Итоговый результат | |||||||||||||
Социально- коммуникативное развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Художественно- эстетическое развитие | Физическое развитие | |||||||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||||
Уровень освоения ОП | |||||||||||||||
Всего детей: | |||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||
Всего %: | |||||||||||||||
высокий уровень | |||||||||||||||
средний уровень | |||||||||||||||
низкий уровень | |||||||||||||||
Воспитатели:_______ /___________________/ ____________________
РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:
КОНЕЦ ГОДА:
Всего детей по списку: ________ детей Всего обследуемых детей: _________ детей
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень ________________ детей ______________%
Низкий уровень ________________ детей ______________%
Анализ проведения мониторинга развития ребенка
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
-индивидуализации образования;
— оптимизации работы с группой детей;
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно отследить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Анализ диагностических карт позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Методическая основа предлагаемых материалов системы мониторинга базируется на следующих принципах:
— соответствия возрастным нормативам физического и психического развития ребенка;
— направленности на выявление наличного (актуального) уровня овладения ребенком деятельностью и «зоны ее ближайшего развития»;
— обеспечения необходимой информации для построения целостного представления, характеризующего: уровень овладения ребенком деятельностью; эффективность методики формирования деятельности; типичные недостатки в овладении деятельностью, позволяющие корректировать используемые методики обучения.
Эффективная организация мониторинга позволяет при минимальных затратах времени и усилий получить достоверную информацию о достижениях и продвижении детей.
Тарагаева Туяра Альбертовна,
Инструктор по физической культуре,
МБДОУ ЦРР-#2 «Теремок»
Мониторинг развития ребенка в ДОО
Период дошкольного детства- наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Физическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает достижение оптимального развития физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости, выносливости и силы. Уровень их развития определяет результативность формирования двигательных умений и успешность их использования в различных жизненных ситуациях. От уровня их развития физических качеств зависит здоровье, стойкость к стрессам, умственная работоспособность детей.
И как утверждают исследователи, назревает проблема поиска путей эффективных средств. Решение данной проблемы мы видим в использовании подвижных игр. Необходимость широкого использования подвижных игр в организации и содержании процесса развитии физических качеств подтверждается изучением и наблюдением практики работы дошкольных учреждений, которое показало элементарных подвижных игр для решения конкретных задач.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в процессе экспериментальной работы нами была поставлена цель: выявление уровня развития физических качеств у детей старшей группы и определения подвижной игры как средства развития данных качеств.
Задачи: — выявить уровень развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста;
разработать и апробировать систему занятий по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством якутских подвижных игр;
обработка и интерпретация результатов проведенной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в III этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап эксперимента проводился с целью выявления уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
— установить критерии оценки уровня развития физических качеств дошкольников.
— провести исследование по разработанной методике для выявления уровня развития физических качеств перед началом эксперимента.
В процессе диагностики физической подготовленности воспитанников детского сада, в начале, обращаем внимание на группы здоровья каждого ребенка. А затем, используя методы исследования, применяемые в экспериментальной работе, анализируем и обрабатываем полученные данные.
Состав экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста
Код детей | Возраст | Рост, см | Вес, кг | Группа здоровья |
01 | 5 | 111 | 21,0 | II |
02 | 6 | 102 | 19,5 | I |
03 | 6 | 114 | 23,0 | II |
04 | 5 | 111 | 20,0 | II |
05 | 5 | 112 | 20,0 | II |
06 | 5 | 110 | 19,0 | II |
07 | 5 | 109,5 | 20,0 | I |
08 | 5 | 109 | 17,5 | II |
09 | 6 | 110,5 | 19,0 | II |
010 | 6 | 111 | 22,0 | II |
Из приведенных данных таблицы 1 видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 5-6 лет колеблется от 102 до 114 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 17 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки. Наиболее распространенными заболеваниями являются: ОРВИ, ОРЗ и грипп.
Описание применяемого диагностического инструментария.
Методы исследования, применяемые в работе по данному направлению:
Контрольные испытания (тесты)
Педагогическое исследование
Успешное решение задач развития физических качеств во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств и других показателей, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности применяемого метода развития физических качеств.
Для того, чтобы определить исходный уровень развития физических качеств были использованы тесты и подвижные игры, в процессе выполнения которых воспитатель оценивает уровень развития физических качеств каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок старшего дошкольного возраста.
Исследования проводились по программе физкультурного комплекса нормативов «Кэнчээри» для ДОО РС(Я).
Контрольные испытания (тесты).
Физическая подготовленность детей оценивалась по следующим параметрам: бег 10 м с хода (с), бег 30 м со старта (с), челночный бег (с), прыжок с места (см), прыжок с разбега (см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество) мальчики, поднимание туловища из и.п. лежа на спине (количество) девочки. Метание мешочков (200гр) на дальность правой и левой рукой. Метание набивного мешочка (1кг.) на дальность, стоя из-за головы. Для оценки результатов тестирования применялась оценочная шкала физической подготовки, которая представлена в таблице 2.
Критерии и минимальные требования физической подготовленности детей дошкольного возраста
Физические способности | Контрольные упражнения | 5-6 | |||||
м | д | ||||||
Скоростные | Бег | 20 м. (сек) | 7,0 | 7,5 | |||
30 м. (сек) | — | — | |||||
Координационные | Челночный бег, 3X10 (сек) | 13,0 | 14,0 | ||||
Скоростно-силовые | Прыжок с места в длину (см) | 90 | 85 | ||||
Прыжок с разбега в высоту (см) | 40 | 35 | |||||
Метание на дальность набивного мяча –1 кг (м) | 1,0 | 0,9 | |||||
Метание мешочка с песком (200 гр) надальность (м): | Левой | 2,5 | 2,0 | ||||
Правой | 2,0 | 1,8 | |||||
Гибкость | Наклон вперед изи.п. стоя | Пальцы | Кулак | Кисти | |||
Силовые | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество) | 2 | — | ||||
Поднимание туловища изи.п. лежа на спине (количество) | — | 2 | |||||
Выносливость | Бег (без учета времени) | 300 м | |||||
Ходьба на лыжах (без учета времени) | 600 м | ||||||
Учет данных осенних нормативов физкультурного комплекса «Кэнчээри» мальчиков экспериментальной группы
Код детей | Бег на скорость20м (сек) | Челночный бег 3х10 (сек) | Прыжок с места в длину (см) | Метание правой рукой наб. мешочка 200 гр. м/см | Метание правой рукой наб. мешочка 200гр. м/см | Бросок набивного мешочкаиз-за головы стоя | Динамометр кистевой | Гибкость (пальцы, кулак, ладонь) | |
Правая | Левая | ||||||||
01 | 6,8 | 12,6 | 61 | 3,16 | 2,08 | 1,24 | 2 | 1 | пальцы |
02 | 7,4 | 13,1 | 65 | 3,28 | 1,26 | 1,11 | 2,5 | 2 | пальцы |
03 | 6,9 | 12,3 | 75 | 4,17 | 3,21 | 1,68 | 3 | 3 | кулак |
04 | 6,3 | 12,0 | 78 | 4,34 | 2,88 | 3,35 | 2 | 3,5 | пальцы |
05 | 6,6 | 12,3 | 80 | 3,81 | 3,54 | 2,66 | 2,5 | 2,5 | пальцы |
06 | 6,8 | 12,7 | 59 | 2,90 | 2,67 | 1,47 | 1 | 1 | пальцы |
07 | 7,1 | 14,0 | 68 | 5,13 | 3,68 | 2,12 | 3,5 | 3 | кулак |
08 | 7,3 | 13,6 | 63 | 3,18 | 3,43 | 2,69 | 3 | 2,5 | кулак |
09 | 6,2 | 12,0 | 83 | 5,92 | 4,65 | 3,86 | 3,5 | 3,0 | кулак |
010 | 7,7 | 14,8 | 62 | 2,76 | 3,82 | 2,33 | 2,5 | 2,5 | пальцы |
Таким образом, результаты сдачи осенних нормативов физкультурного комплекса «Кэнчээри» в констатирующем этапе дети старшего дошкольного возраста показали: высокий уровень развития физических качеств контрольной группы составляет 3(30%), средний уровень – 4(40%), низкий уровень – 3(30%), а результаты экспериментальной группы: высокий уровень – 1(10%), средний уровень – 3(30%), низкий уровень – 6(60%). Эти показатели свидетельствуют о преобладание низкого и среднего уровня физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Показатели развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
Уровень | Показатели | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Количество | % | Количество | % | |
Высокий | 1 | 10 | 3 | 30 |
Средний | 3 | 30 | 4 | 40 |
Низкий | 6 | 60 | 3 | 30 |
Анализ полученных, представленных в таблице 4 и диаграмме 1, позволяет отметить на констатирующем этапе преобладание среднего и низкого развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста и следующих показателей низкий уровень физических качеств в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У одного (10 %)только ребенка наблюдается высокое развитие физических качеств. В основном у него свойственна двигательная самостоятельность, стремится быть лидером. У 30% детей отмечается средние показатели физической подготовленности и достаточно хороший уровень развития физических качеств. Однако этих детей не всегда удается качественно выполнять задание, у них отмечается слабая техника движений. Эти дети отличаются более целенаправленным и спокойным поведением, собранностью, целеустремленностью. В течение всего физкультурного занятия они внимательны и все предлагаемые задания выполняют точно, относятся ответственно к каждому заданию. У 60 % детей наблюдается отставание показателей развития физических качеств от возрастных нормативов, у этих детей наблюдается однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Большинство из этих детей не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность.
Результаты уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования (в%)
Выявленные низкие показатели уровня физических качеств детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной группы показывают необходимость создания педагогических условий для эффективности развития физических качеств посредством подвижных игр.
Система подвижных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Цель формирующего этапа: обосновать оптимальную систему подвижных игр в развитии физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
изучение системы физкультурно-оздоровительного воспитания детей у народа Саха;
разработка системы подвижных игр, направленная на развитие физических качеств у старших дошкольников;
экспериментальное апробирование разработанной системы игр.
Основываясь на изученном, проанализированном материале в ходе исследования, нами были разработаны перспективный план проведения подвижных игр и система подвижных игр, направленная на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В системе все подвижные игры, учитывая анатомо-морфологические особенности детей старшего дошкольного возраста, были модернизированы, унифицированы и квалифицированы.
Их классификация позволила нам разработать и успешно применить следующие группы игр:
1) Игры для развития координационных способностей: «Кто устойчивей» (Халбас харата), «Путаница» (Булкуур) «Снег и вихрь» (Хаар уонна холорук), «Сделай правильно» (Сопко онор), «Меткий охотник» (бэргэн булчут), «Волшебное слово» (Аптаах тыл), «Чуткий» (Сэргэхчэй).
2) Игры для развития скоростных способностей: «Не дай запятнать себя» (Таарыйтарыма), «Волк и жеребята» (Боро уонна кулунчуктар), «Петушиный бой» (Ботууктэhии).
3) Игры для развития силовых способностей: «Прыжки над жесткой травой» (Хорон от урдунэн ыстаныы), «Успей отскочить» (Тэйэнис), «Бой быков» (Огустар киирсиилэрэ), «Замки» (Кулуустэчии) и т.д.
4) Подвижности и ловкости: «Собери бусы» (Хоруонка тичиитэ), «Олени и волк» (Табалар уонна боро), «Рыбаки» (Балыксыттар ), «Загон зайца» (Курэх), «Капкан» (Сохсо), «Водопой из проруби» (Ойбонтон уулаачын), «Не упади в прорубь» (Ойбонно туhумэ):
5) Выносливости: разновидности «Жеребята» (Кулунчуктар), «Комаромохалки» (Дэйбиир).
Мы перечислили только те игры, которые нами усовершенствованы, представлены с элементами новизны.
Задачи системы:
Укрепление здоровья ребенка, совершенствование его духовного развития и защитных свойств, улучшение физической и умственной работоспособности.
Обеспечение духовного и психологического благополучия, комфортного состояния, связанного с двигательной деятельностью, расширение возможностей ребенка в освоении окружающего мира.
Воспитание у детей личной физической культуры, вооружение первоначальными знаниями, умениями и навыками этнических форм оздоровления, развитие потребности в физическом совершенствовании.
Система направлена на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей, внедрение этнических форм физкультурно-оздоровительной работы, совершенствование умений и навыков, утверждение принципа преемственности в физическом воспитании, оздоровление и формировании основ здорового образа жизни в системе дошкольного образования.
Физическую нагрузку необходимо строго регулировать и ограничивать. Общая длительность игры должна быть небольшой. В играх с бегом, прыжками следует устраивать короткие перерывы. Препятствия в играх должны быть посильными. Результат игры не надо слишком отдалять.
Важно воспитать у детей уважение к установленным правилам, умение точно и честно соблюдать их. Эти задачи решаются при многократном повторении игр.
В каждое занятие включают игры, связанные с общей задачей занятия. В основной части для развития быстроты и ловкости чаще всего проводят игры-перебежки («Жеребята» (Кулунчуктар), «Волк и жеребята» (Боро уонна кулунчуктар), Быстрый Джоб (игра народов Севра), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.
Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими упражнениями, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию. Их лучше включать в подготовительную и заключительную части занятия («Капкан» (Сохсо), «Водопой из проруби» (Ойбонтон уулааhын), «Не упади в прорубь» (Ойбонно туhумэ).
Анализ и обобщение результатов исследования.
Контрольный этап эксперимента осуществлялся с использованием всех методик, представленных на констатирующем этапе эксперимента.
Данные фиксировались, сравнивались с первоначальными данными диагностики.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил организовать дальнейшую работу с детьми и разработать методические рекомендации по теме исследования для педагогов ДОО и родителей.
Согласно полученным данным, были составлены сводные таблицы показателей развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе показатели изменились: наблюдается высокая уровень развития физических качеств, техника выполнения движений стало более высоким.
У детей достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность.
Также наблюдается разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование.
В контрольной группе также наблюдается положительная динамика, однако изменения не столь значительны по сравнению с экспериментальной группой.
Следовательно, опытно-экспериментальная работа привела к улучшению показателей развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста, что является важным фактором физического развития детей.
Показатели уровней развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования
Группы | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Этапы.Уровни | Констатирующий | Контрольный | Констатирующий | Контрольный |
высокий | 10% | 50% | 30% | 40% |
средний | 30% | 40% | 40% | 50% |
низкий | 60% | 10% | 30% | 10% |
Сравнительная характеристика уровней развития физических качеств детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования (в%)
Сравнительная характеристика уровней развития физических качеств детей контрольной группы на контрольном этапе исследования (в%)
Контрольный этап показал преобладание у детей,
в экспериментальной группе высокого уровня развития физических качеств и в контрольной группе среднего уровня развития физических качеств. Но качественно картина значительно преобразилась, показатели в экспериментальной группе, где высокий уровень физических качеств показали 5(50%) детей, увеличение составляет на 4(40%), в контрольной группе положительная динамика составляет 1(10%). Количество детей с низким уровнем физических качеств в экспериментальной группе сократилось на 5(50%), а в контрольной группе на 2(20%).
Результат показывают, что в начале
у детей экспериментальной и контрольной групп был выражен низкий уровень физических качеств, а по итогам формирующего эксперимента прослеживается тенденция к росту числа с высоким уровнем развития физических качеств. Основные виды движений стала более разнообразными, насыщенными играми и упражнениями разной степени интенсивности. У детей прослеживается положительная динамика в эмоциональном развитии, поведение стало более уравновешенное.
Таким образом, экспериментальная работа доказала действенность и эффективность разработанных нами педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного посредством подвижных игр.
Итоги проведенного педагогического исследования показывают оптимальность выбора педагогических условий и методики работы с детьми. Выполнение детьми различных видов упражнений и подвижных игр обеспечивает эмоциональность и качественность выполнения упражнений, способствует развитию личностного потенциала в оздоровлении, самоусовершенствованию двигательных и личностных качеств.
В ходе исследования показатели в экспериментальной группе, где высокий уровень физических качеств показали 50% детей, увеличение составляет на 40%, в контрольной группе положительная динамика составляет 10%. Количество детей с низким уровнем физических качеств в экспериментальной группе сократилось на 50%, а в контрольной группе на 20%.
На основе анализа работы можно сделать следующие выводы о том, что при использовании подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста улучшились двигательные навыки и развиваются физические качества: ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость, равновесие и др.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о росте у детей показателей физических качеств, которые отражают своеобразие решения каждым ребенком проблем в развитии физических качеств. Разработанная и апробированная система показала свою жизненность и актуальность.
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования и проведенной работы мы можем сделать следующие выводы:
Физические качества – это врожденные морфофункциональные качества (анатомо-физиологические), которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Это качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности, среди которых значатся четыре основные: сила, быстрота, выносливость, ловкость; дополнительно различают гибкость и так называемые комплексные качества, представляющие собой сочетание основных.
Итоги проведенного педагогического исследования показывают оптимальность выбора педагогических условий и методики работы с детьми. На данном этапе эксперимента мы апробировали разработанную нами систему игр, направленную на развитие физических качеств у старших дошкольников. Выполнение детьми различных видов упражнений обеспечивает эмоциональность и качественность выполнения упражнений, способствует развитию личностного потенциала в оздоровлении, самоусовершенствованию двигательных и личностных качеств.
Полученные данные эксперимента свидетельствуют о росте у детей показателей физических качеств, которые отражают своеобразие решения каждым ребенком проблем в развитии физических качеств.
Проведенные нами исследования показали: при подобной организации работы с использованием подвижных игр по развитию физических качеств увеличивается двигательная активность ребенка и улучшается здоровье.
Достоверность нашего исследования подтверждается положительной динамикой развития детей по изучаемой проблеме, а также возросшим интересом детей и их родителей к подвижным играм, физическому самосовершенствованию на этнокультурных традициях.