Кычкина Айталина Егоровна,
Воспитатель высшей категории.
МБДОУ д/с №104 «Ладушка»
Экономическое воспитание старших дошкольников.
На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников». Поскольку сегодня много говорим о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Это они в ближайшем будущем будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Я считаю, что экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве темы по самообразованию. Целью работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Но в этом возрасте экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
с помощью ролевых игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность. Поэтому разработала программу, с помощью которой пытаюсь заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, вести в мир экономических ценностей и научить как себя вести в нем.
Данная программа, разработанная на основе программы Шатовой А.Д «Дошкольник и экономика» позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей – дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность малышей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
В этом виде работы в зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности, например усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых ( «Магазин», «Детское кафе», «Ярмарка»), дидактические игры: «Мы повара», «Придумай рекламу», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрины магазинов».
Говоря о культуре экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие «Его величество – электричество», о бережном отношении к воде – беседа «Цена воды», «Как и зачем экономить воду?».
Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Чтение художественной литературы.Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
Занятиярасширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления
Математическоеразвитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.
Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.
Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Познакомившись с программой Шатовой стала внедрять ее в практику работы детского сада для детей старшей группы
В группе создаем уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же крупные магазины. Развивающую среду пополнила настольно-печатными играми по экономике. К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги. Оформила картотеку экономических понятий, которую регулярно пополняла по мере изучения материала.
В работе я опиралась на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.
Играя в «Магазин» и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)» поэтому были занятия посвященные ознакомлению дошкольников с денежными знаками России.
Кроме того, учила детей беречь ресурсы страны: воду и электричество. Провела занятия «Путешествие Капельки», «Как экономить электроэнергию», в ходе которых объяснила детям, откуда берутся в доме вода и электричество, зачем они нужны, почему дорого стоят и т.д. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Основная цель нашей работы – углубить и закрепить знания детей в области экономического воспитания.
Литература
Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова].
Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.
Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.
Власова И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.121.
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. с.24.
Казакова Н. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. с.29.
Капкова Е.Б. Необходимо объединить усилия //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.143.
Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.
Лукьянова Р.С. Система дошкольного экономического образования и воспитания в Нижегородской области // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.77.
Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М.: 1999г. – 192 с.
Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек // Обруч. 1999. №1. с.27.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.93.
Прудецкая Люция Андреевна
Воспитатель
МБДОУ «Табалахский детский сад»
«Роль воспитателя в будущем становлении успешной личности воспитанника ДОО»
Аннотация: цель состоит в необходимости обращения внимания на условия развития ребенка в раннем, то бишь дошкольном возрасте, в формировании его последующей успешности — становлении личности. Воспитатель в этом плане выступает немаловажным механизмом. Из этого следует, что личностно-развивающему взаимодействию с детьми и повышению уровня самосознания придается большее значение особенно на современном этапе с целью обеспечения качества, непрерывности образования и развития в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Ключевые слова:развитие, самосознание, компетентность, успех, становление, личность.
Проблема формирования личности приобретает в последнее время актуальность. Новая система социально-экономических отношений вызвала кризисные изменения в условиях жизни современных людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению так называемого «социального здоровья» цивилизованного общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на молодое поколение, что привело к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в последующем в виде личной не успешности. Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, для начала нужно разобраться в том, что же такое успех. С педагогической точки зрения успех — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи[4]. Проведённый педагогом Е.А.Калинкиной анализ рассматриваемого понятия позволил выделить четыре его основных значения:
Первое: благополучная социализация индивида, которая особенно важна в юности и молодости, так как обеспечивает поддержку, признание, служит источником удовлетворенности.
Второе значение связано с социально-экономическим аспектом успешности. Её можно обозначить как внешняя сторона успешности. Это стереотипный образ, наиболее обобщённое представление об успешности и успешных людях, существующий в обществе.
Третье значение связано с факторами, которые позволяют достичь результатов. Выделяются как внутренние ресурсы личности, так и внешние условия (удача). «Успешность» в этом случае подразумевает ресурсы в достижении успешности. Четвёртое значение вытекает из взгляда на успешность как на результат деятельности [1].
Дошкольный период-это время, когда формируется самосознание ребенка, происходит становление, закладываются модели будущей личности. Исходя из изложенного в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», особое внимание обращается на сохранение самобытности, на условия развития ребенка в раннем возрасте с целью формирования успешной личности в будущем.
В общем положении Федерального государственного дошкольного образования заложены основные принципы, включающие в себя:
1) Поддержку разнообразия детства; сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, детства как периода жизни значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) Личностно-развивающему характер взаимодействия взрослых и детей;
3) Уважение личности ребенка;
4) Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка[3].
Исходя из изложенного, мы понимаем, что отношения «педагог-ребенок» должно быть изменено в «ребенок-воспитатель-сверстники», так как окружение ребенка также немаловажно в его будущем становлении, даже в понимании такого простого понятия как например «добро» и «зло», в этом воспитателям помогают игры, чтение, прогулки. Ведь именно познавая и взаимодействуя с окружающим, у ребенка формируется «мир» в его понимании. И в последующем, он видит себя в этом мире, и уже от его представлений данного «мира», зависит его восприятие себя как личности, необходимой в этом мире. В работе педагога-воспитателя, то есть того, кто взращивает в ребенке то прекрасное, должны широко применяться формы и методы связанные с основным видом деятельности дошкольников — игрой.
Успешность в жизни, представляется важнейшим фактором цивилизованного мира. Проблема становления личности, познание самого себя, своих возможностей и перспектив, в «новом» мире должны стать стержневым компонентом воспитания, а для этого-дошкольное учреждение должно выступать в роли отправной точки. Развитие личности кроется в так называемой формуле трёх «С» (САМОопределения, САМОразвития,САМОрегуляции).
Как было сказано ранее, воспитатель выступает здесь немаловажным, а то и важнейшим механизмом в становлении личности будущего школьника, а в последующем и успешного человека индустриального мира. Благополучие и развитие дошкольника напрямую зависит от личности воспитателя, необходимо, прежде всего, формировать его профессионально-педагогическую направленность в соответствии с ценностными ориентациями, нравственными убеждениями и мотивами деятельности. Как говорил Лев Николаевич Толстой — «Воспитывать других человек может только через себя». Для того, чтобы воспитывать и образовывать, помогать растущему человеку самоопределиться, воспитатель не может, скорее даже не имеет права сам быть неуспешным, жить стихийно и не работать над собой. Ведь дети являются своего рода зеркалом. Они отзеркаливают поступки и поведение окружающих их взрослых. Ребенку нужно разъяснять эталоны ценностей и правила поведения принятые в обществе. Поначалу это лежит на плечах родителей, уже позднее, с годами, ответственность за становление и самосознание ребенка ложится на окружающий его мир, то бишь коллектив (группа в детском саду) и на тех, кто является управленцем, в данном случае воспитателя. Воспитатель, руководствуясь в своей практике полученные знания и опыт, используя в своей практике разные методы и приемы, помогает ребенку развиваться как самостоятельной личности, так и личности взаимодействующей с социумом.
Как известно, на положительный образ «Я» как воспитателя, влияние оказывают физическое и психоэмоциональное состояние, профессиональная среда, а также образ жизни. Поэтому ему необходимо стремиться стать управленцем в развитие ребенка и самого себя, проектировщиком и конструктором условий и средств нормального развития ребенка. А для этого он должен развивать свой профессионализм. Рефлексия, самоанализ своей деятельности по воспитанию и развитию ребенка источник и фундаментальный механизм развития самосознания воспитателя, помогают в личностно-ориентированном взаимодействии. Личностно-ориентированное взаимодействие-это взаимодействие, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребенка, исходя из выявления его индивидуальных способностей. Наряду с этим, не стоит забывать и того факта, что в успешном взаимодействии ребенка и воспитателя, существенную роль играют родители. Именно они служат «мостом» в становлении доверительных отношений, сопутствующих в становлении успешной личности.
Благоприятной обстановкой для становления личности, является место, где психическое здоровье детей в норме, нет отклонений в учебно-познавательной деятельности, где дети имеют психологический комфорт, позитивную самооценку, успехи в деятельности. Успешное становление личности — выступает мерилом компетентности и профессионализма воспитателя.
Библиография:
Калинкина Е.Т. Что такое «Успешность?» [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.RPMonitor.ru
О.В.Хухлаева сборник Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.- М.: Генезис,2006.-176с: илл.-(Психологическая работа с детьми.)
ФГОС ДО: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ЕЦ Сфера,2016.-96с. (Правовая библиотека образования).
Рыжкова В.В. Совершенствование психомоторных функций первоклассника как предпосылка его успешного обучения: автореф.дис.канд.-Краснодар,2006
Гермогенова Анастасия Гавриловна,
Воспитатель,
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сардана» Алданский район
Тема: «Ребенок и его поликультурное развитие в современном
«Нет такой стороны воспитания, на которую,
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от, непосредственно
окружающего ребенка, конкретного мира»
Е.И. Тихеева
Тезис: Для становления личности в духе любви к Отечеству, важно обеспечить ребенка с ранних лет, соответствующей образовательной средой, приобщающей к традиции и обычаям национальной культуры.
Дошкольный возраст – важный период для развития ряда способностей (воображения, общения,самоорганизации), которые закладывают основу формирования системы ценностей, котроые необходимы для дальнейшего будущего развития ребенка. “От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность его дошкольного обучения, а затем все последующее формирование всесторонне развитой личности” подчеркивал известный отечественный психолог А.В.Запорожец. Именно сегодняшние дети составят завтрашнее общество, мир во всем мире зависит не от нас, сегоднящих взрослых, он зависит от нашего младшего поколения. Поэтому задача детского сада и родителей, заключается в том, чтобы побуждать у малышей познавательный интерес к окружающему миру, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияние, подкрелять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанникам. “То, что заложено в детстве, не изменить в старости” гласит японская поговорка. Психологи характризируют дошкольный возраст, как нереализованную возможность познания окружающего мира. «Все начинается с детства» — эта мысль, которая помогает педагогам обеспечивать и обогащать кругозор детей знаниями о картине мира.
Наша Россия – многонациональная страна, здесь уживаются многонациональные культуры и традиции, у проживающих народов России своя религия и менталитет. Духовное развитие России основано на уважении и обращении к вечным духовным ценностям разных народов и национальностей, к самобытной культуре и условиях быта. «Взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций» отметил президент Российской Федерации В.В.Путин.
Жизненно важной проблемой современного общества является приобщение детей к традициям народов России, и к их культуре. В сфере развивающего, бурными темпами, этнокультурного образования в Российской Федерации наиважнейшей задачей является научить подрастающее поколение, понимать и ценить собственную культуру, своеобразие других культур, воспитывать детей в духе уважения культур других народов. Уважать и любить Родину надо воспитывать постоянно, дети не рождаются с такими навыками и понятиями и от того какое воспитание получил ребенок в детстве, зависит не только будущее ребенка, но и будущее Земли. Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать … интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Именно культура народов России должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе формирования его личности. Обращение к вечным ценностям народной культуры в современном мире приобретает особую актуальность для поликультурного воспитания детей и его личности. Эта личность должна сочетать в себе совокупность системных представлений в сфере культурных традиций, гармоничное национальное самосознание, проявление толерантности и готовности к ведению диалога.
Детский сад – это второй дом для детей, здесь они проводят 10-12 часов в день. Главная задача воспитателей – развить в ребёнке личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих; научить общаться и считаться с другими, уважать себя и других, которые живут в нашем огромном мире. Но вместе с тем, сегодня имеется много проблем, связанных с разработкой и обоснованием педагогических основ этнокультурного развития личности ребенка. Большие трудности испытывают педагоги дошкольных образовательных учреждений в поиске наиболее эффективных форм и методов в ходе реализации этнокультурного и толерантного компонента, отборе методических пособий по содержанию этнокультурного образования.
Одним из самых эффективных методов формирования данных компонентов является соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, которая, как известно, способствует всестороннему и полноценному развитию личности ребенка. Представьте себе, абсолютно пустую комнату, с белыми потолками и стенами, для многих это покажется идеальными стерильными условиями для детей. На самом деле, такая стерильная комната просто очень вредна и бесполезна для развития детей. Эксперименты, которые проводил доктор Брунер из США, показали, что степень внешнего воздействия той среды, в котором находится малыш, оказывает заметное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.
В данный момент развивающая среда направлена, в основном, на развитие интеллекта, художественно-эстетического восприятия и социальных навыков дошкольников, поэтому, воспитание у детей начал этнической культуры и толерантности необходимо начинать с дооснащения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
В процессе насыщения развивающей среды в нашем детском саду мы придерживались следующих принципов:
— развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать возможностям ребенка.
— развивающая предметно-пространственная среда должна включать те предметы и материалы, которые побуждают ребенка к последующей деятельности;
— создание развивающей предметно-пространственной среды вытекает из стремления ребенка на деле применить свои знания, т.к. только в этом случае знания будут им усвоены и осмыслены.
В детском саду «Сардана», для приобщения детей представлений к поликультурному воспитанию, воспитания позитивного отношения к культурным различиям и традициям России, постарались создать для этого предметно-пространственную среду.
Правильная организация окружающей среды и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром помогает в поликультурном воспитании. Предметно-пространственная среда в нашем ДОУ «Сардана» — это часть образовательной среды, которая представлена специально организованным пространством. Она организована не только в помещении, но и на участке (с материалами, оборудованием и инвентарем), чтобы развивать детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Для того, чтобы предметно-развивающая среда выполняла своё основное назначение — развивать, мы придерживались следующих требований:
— Среда должна соответствовать возможностям ребёнка.
— Она должна удовлетворять потребностям детей в получении новых впечатлений, соответствовать направленности образовательного процесса.
— Быть функциональной для активной деятельности детей.
— Должна соответствовать физиологическим потребностям детей.
Для решения поликультурного воспитания мы поставили следующие задачи, которые постарались решить:
— Интеграция образования с процессами игровой деятельности.
— Привлечение внимания родителей (законных представителей) к проблеме приобщения детей к культуре народов.
— В рамках поликультурного образования разработка и осуществление параллельных проектов: республиканский инновационный проект «Союз трех культур», экопроект «Киhи – айыл5а о5ото», проект «Играя, развиваемся, успешно обучаемся», проект «Весь мир на ладошках».
В каждой групповой комнате мы постарались создать условия для развития представлений о национальных традициях и культуре: интерьер младшей группы и прихожей выдержан в якутском стиле, оригинально смотрятся шторы с национальными узорами, в проходной на кабинках фотографии каждого ребенка в якутском национальном костюме. Старшая группа показывает нашу родную эвенкийскую культуру, есть поделки из замши, меха, национальные сувениры, в одном углу палатка оленеводов, занавески на окнах с элементами эвенкийских орнаментов, на кабинках маленькие кумаланы, которые сшили родители своим детям. В подготовительной группе оформлен уголок русской культуры, с русской печкой, самоваром, горшками. Весь материал привлекает внимание детей не в статике, а в действии, в движении, в играх детей. Все предметы могут использовать воспитатели и самостоятельно дети, и на занятиях, и во время игр. Кроме того, имеются уголки для развития познавательных способностей с развивающими играми, уголки самостоятельной детской деятельности.
Выходя на прогулку, дети погружаются в оформление в соответствии с республиканским инновационным проектом «Союз трёх культур»: на участке они играют в русском теремке, крутят рукоятку колодца. В зоне эвенкийской культуры, дети играют в эвенкийском чуме, видят скульптуры деревянных оленей и эвенкийский столб-сэргэ. Одну из площадок оформили в якутском стиле и назвали «В гостях у бабушки Бэйбэрикээн»: здесь находится якутский балаган со скульптурами бабушки Бэйбэрикээн, богатыря Хардит Бэргэн с конём, коровами и якутской коновязью сэргэ. Детям нравится играть в балагане, где можно спрятаться от дождя и солнца. Оформленная, усилиями родителей и педагогов, предметно – развивающая среда с учетом этнокульуры позволяет детям выбирать деятельность по своим интересам. У детей есть свободный доступ к развивающим играм и игровым материалам, пособиям, и дети максимально реализуют свои возможности и навыки.
Совместные усилия педагогов ДОУ, родителей эффективно решают поставленные задачи поликультурного воспитания детей. Поликультурное воспитание также осуществляется на примере народных праздников и развлечений, таких как якутский национальный ысыах, эвенкийский Бакалдын и праздник Байаная, русская Масленица и Святки, которые проводятся по календарному плану ДОУ. Мы, воспитатели просто помогаем детям рационально организовывать деятельность на основе доверия, свободы выбора и партнерства. Поиск инновационных подходов к созданию предметно – развивающей среды продолжается, и в будущем постараемся, чтобы среда, которая окружает наших деток, была еще насыщенной, яркой и интересной. Итогом нашей работы являются наши достижения:
Проекту «Союз трёх культур» присвоен статус республиканской инновационной площадки – 2015 год;
Диплом районного конкурса социальных проектов «Лидер районных социально значимых проектов» 2018 год;
Диплом победителя Всероссийского смотра конкурса «Образцовый детский сад» 2018 год;
Диплом победителя Всероссийского конкурса «Образцовый детский сад» 2020 год;
Использованная литература:
Л.Б.Оголихина, О.А.Женина, И.В.Тарасова “Ребенок – творец и носитель культуры” с.128 Воспитатель ДОУ № 4 2008
Г.А.Парникова “Приобщение детей к социокультурнымнормам, традициям семьи, общества и государства” с.6 Воспитатель ДОУ №2 2017
С.Лихачева «Дети в поликультурном пространстве» с. 79 Дошкольное воспитание. № 8 20019г.
С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера». 2008. – 128 с. –(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Масару Ибука «После трех уже поздно». – М:. ООО «Альпина нон-фикшн» 2020. — с.224
Максимова Марта Захаровна,
Воспитатель
Корякина Татьяна Васильевна,
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №70 «Кэрэчээнэ»
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
Цель работы: развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи: Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить компетентность родителей.
Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста, интеллектуальное развитие детей; обогащение родительского опыта в воспитании детей;
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение, поддерживать эмоциональный тон- всему этому ребенок должен научиться в дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е. снижена его речевая активность.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали.
Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как зовут, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя.
Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес механически, не понимая, что конкретно обозначают слова, что обозначают цифры в его адресе. Многие дети из моей группы знают свой адрес.
После выходных дней интересуемся у ребенка, чем их родные и близкие занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; прошу рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических навыков (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).
На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Детям, которые затрудняются, я задаю наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу.
Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.
Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Мы со второго полугодия начали дежурство. Во время сервировки стола можно уточнить названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети называют обобщающее слово «посуда», вспомнить с ними профессии «повар», «кондитер».
Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т.д.
Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.
Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и разбирают ее по вопросам.
Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Работа с родителями: мы проводили родительское собрание вместе с логопедом. По ватсапу создали логопедическая группа и там работаем вместе с родителями, там даем задания, чтобы они вместе с детьми занимались, повторяли пройденные темы. Родители вместе с детьми сделали альбомы, где разделяется фрукты, овощи, мебель и одежды.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное про ведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
логопедические пятиминутки;
подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
индивидуальная работа;
рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Методы развития речи: Наглядные, словесные и практические.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, словесное творчество возникает и развивается там, где существует целенаправленное руководство этой деятельностью, где созданы для этой деятельности все условия. Особенно велика его роль в развитии речи и речевой активности детей.
Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста по развитию речи и творческому рассказыванию раскрывается в развитии логического, творческого мышления, расширении словаря и грамматического строя речи.
Речь не только одна из важных средств развития личности ребенка, но она необходима в любом педагогическом процессе, в любой деятельности ребенка: игровой, учебной, трудовой и бытовой.
Наше исследование базировалось на значимости развития речи ребенка в ходе обучения творческому рассказыванию, как одно из необходимых условий подготовки ребенка к школе, на необходимости воспитания любви к родной речи и фольклору, умения слушать и рассказывать.
Существенно обогатился словарный запас детей.
Появился интерес к словесному и художественному творчеству.
Эффективными педагогическими условиями успешного внедрения проблемы стали:
Итак, исходя из вышеуказанных результатов видно, что мы доказали актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста в развитии речи как средство творческому рассказыванию.
Мы считаем, что если в системе использовать предложенную работу то можно сформировать у детей связную речь, словесное творчество и развить воображение.
Список литературы
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.
Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995
Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н.С.,
Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.