Алексеева Мария Егоровна,
учитель географии,
МБОУ «Ары-Толонская основная общеобразовательная школа им.А.С.Сыромятниковой »
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения географии
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности по географии. Приведены примеры использования игровых приемов и информационных технологий на уроках географии. Рассмотрена проектно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности «Мой родной край».
Ключевые слова: образовательная технология, исследовательская деятельность, игровая технология, информационные технологии, проект.
Одной из основных задач образовательного процесса в данное время остаётся развитие социальной активности обучающихся. В ФГОС основного общего образования предполагает формирование компетентностей обучающихся в различных сферах жизнедеятельности человека, умение ориентироваться в информационном потоке, применять на практике полученные знания, умения и навыки, социальная мобильность и др.
География это предмет, где ведущей деятельностью является – познавательная. У обучающихся формируются ряд компетенций: социальные, коммуникативные, информационные и др.
Для формирования вышеперечисленных компетенций способствует использование современных образовательных технологий. Рассмотрим некоторые образовательные технологии, которые используются на уроках и внеурочной деятельности по географии.
Информационно-коммуникативные технологии
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчают усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей учащихся, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление. Позволяют значительно повысить эффективность усвоения материала учащимися: наглядность обучения; использовать разные пространственные модели, цифровые карты и цифровые снимки и др.
Применяемые в педагогической деятельности ИКТ-технологии:
— уроки с использованием компьютерных презентаций. Они могут быть разных типов, уроки объяснение нового материала, урок обобщение, урок защита проектов;
— тестовой формы контроля, используя материалы дисков мультимедийного приложения к учебнику 5-8 классов «География» автор Алексеева А.И.;
— собственно составленные контрольно — измерительные материалы по географии с использованием компьютерной программы;
— Google Mapc: www.google.ru/maps.ru, создание карт (слоев), расширяющих текст рассказов о событиях и путешествиях;
— Google Планета Земля: earth.google.com,изучение трехмерных изображений на планете Земля, возможность исследовать Марс и Луну, просматривать звездное небо с Земли и из космоса и др.
Игровые технологии
Реализация игровых технологий при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. Например, игровые приемы по изучению понятий (как понять понятие?):
«Географическая азбука», команды по очереди называют понятия, располагая их в алфавитном порядке. Первая команда называет слово, вторая — раскрывает его содержание.
«Почта», учащиеся получают несколько конвертов с надписями (названия материков, природных зон, государств и т.д.), и карточки – письма, на которых написаны определенные понятия, названия, географические термины, фамилии путешественников и т.п. Эти карточки – задания учащиеся должны положить в нужный конверт.
Проектно-исследовательские методы
Проектно-исследовательская деятельность является эффективной образовательной технологией, в процессе исследовательской деятельности происходит формирование всех видов универсальных учебных действий. Учащийся учится сам формулировать изучаемую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы.
Реализация внеурочной деятельности по географии «Мой родной край» для учащихся 6-8 классов, предполагает выполнение проектных и исследовательских работ. За время изучение курса каждый учащийся или группа учащихся должны подготовить исследовательскую работу или проект. Его выполнение предполагает выбор темы исследовательской работы, обсуждение, поиска дополнительной информации и литературы, полевые исследования на местности, камеральная обработка полученных данных и представление результатов работы в виде сообщения или презентации для всей группы.
Критерии оценивания исследовательских работ учащихся:
Актуальность, формулировка проблемного вопроса по теме исследования.
Качественное и количественное описание изучаемого объекта.
Уровень методической компетентности (понимание и умение объяснить сущность применяемых методов).
Логика работы, соответствие проблемы, цели и задач, методов, результатов.
Авторская оценка результатов исследования.
Творческий подход к идее и к оформлению работы.
Представление доклада.
Так, учащимися были выполнены различные проекты и исследовательские работы, связанные с изучением родного края: «Комплексное изучение родного водоема (озеро Илин куель)» — изучение и паспортизация родного водоема, изучение морфометрии, прибрежной и водной растительности, гидробиологического состава, ихтиофауны, орнитофауны водоема, оценка степени антропогенного воздействия на водоем;
«Экологическая тропа «Толоон»» — практико-ориентированный проект по изучению природных объектов родного края и ее явления в естественной среде; оценивание результатов взаимодействия человека и природы, практическая природоохранная деятельность;
«Красная книга руками детей» — творческий и практико-ориентированный проект по изучению редких видов растений и животных родного края;
«Моя малая родина» — творческий и информационный проект, направленный на формирование личного отношения к проблеме живой природы; определение ее значимости; сбор информации о природном объекте; разработка сайта.
Таким образом, использование современных образовательных технологий повышает уровень учебной мотивации и качество обучения, способствуют формированию универсальных учебных действий.
Литература:
Андреева М.П. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Якутск, 2012.
Алексеева М.Е. Исследовательская деятельность как условие формирования экологической культуры учащихся / Алексеева М.Е. // Повышение качества образования в современных условиях: материалы конф. – Якутск, 2019. – С. 132- 136. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42506191
Винокуров В.Н., Максимов Г.Н., Соломонов Н.Г. Вопросы экологии и охраны окружающей среды в Якутии: пособие для учителя. — Якутск: Бичик,1993.-84с.
Кривошапкина О.М. Геоэкологическое краеведение (теория и опыт): Монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.-206с.-С.12-13
Лазарев В. С. Проектная деятельность вшколе: учебное пособие для учащихся 7–11-х классов. Сургут: РИО СуРГПУ, 2014а.
Снигирев В.А. Игры на уроках географии. Метод.пособие.М.: Гуманитар.изд.центр Владос,2015.