Тетерина Оксана Юрьевна
Зав. библиотекой МБОУ «Мохсоголлохская СОШ с УИОП», Республика Саха (Якутия)
Электронные ресурсы организации школьного библиотечного фонда.
Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов.
Использование бесплатных ресурсов для комплектования электронных фондов библиотек и информационно-библиотечных центров.
Фонды библиотек и ИБЦ должны быть укомплектованы печатными и электронными изданиями. Методика комплектования фондов печатными изданиями хорошо отработана и зависит, прежде всего, от ресурсной базы школьной библиотеки и информационно-библиотечного центра.
В современных условиях необходимо отработать методику комплектования фондов библиотек и ИБЦ электронными изданиями. Это важно потому, что на настоящее время нормой стала так называемая «дисплейная коммуникация», которая связана с тем, что практически каждый посетитель библиотеки пользуется именно этим видом коммуникации. Задача библиотекаря направить этот навык на продвижение книги и чтения и развитие читательской культуры.
Что касается изданий, которые существуют в сети и которые можно использовать для пополнения фонда, нас, прежде всего, интересуют бюджетные, а зачастую бесплатные варианты.
Такими источниками пополнения фондов могут быть оцифрованные коллекции библиотек. Как правило, чем крупнее библиотека, тем большую коллекцию она может предоставить для работы. Например, коллекция, представленная на сайте научно-педагогической библиотеки им. Ушинского содержит хорошую подборку оцифрованных старых редких букварей идентичных печатному изданию.
Другим вариантом бесплатного комплектования электронного фонда библиотек и ИБЦ могут быть коллекции издательств. Некоторые издательства зачастую частично выставляют на своих сайтах оцифрованные издания. Поскольку само издательство является правообладателем, то здесь нет нарушения авторских прав. Как правило, издательства выкладывает книги и учебные издания в формате PDF. Их можно читать на мобильных устройствах, планшетах и т.п., а можно распечатать.
Таким образом, у библиотекаря есть возможность условно скомплектовать фонд библиотеки и ИБЦ за счет издательской коллекции, а также рекомендовать посетителям использовать тот или иной ресурс для самостоятельной работы.
Другой возможностью условного комплектования фонда электронными книжными изданиями является портал популяризации культурного наследия (КУЛЬТУРА.РФ). Он предоставляет онлайн доступ к книгам, которые являются наиболее ценным культурным наследием. Конечно, прежде всего, здесь представлена классическая литература.
При работе с этим порталом материалы можно просматривать на компьютере или мультимедийном устройстве, а можно скачать в формате, который поддерживается мобильными устройствами. Портал популяризации культурного наследия также хорош тем, что содержит много материалов о литературе. Причем он содержит и учебные материалы в виде тестов, тренажеров, лекций, подборок. Он очень иллюстративно богат, интересен и может использоваться для пропаганды представленной литературы.
Поскольку главная задача портала – именно распространение культуры России среди населения, все материалы бесплатны и доступны для использования. Работа с этим порталом позволяет формировать комплексную инфраструктуру чтения.
Использование коммерческих ресурсов для комплектования электронных фондов библиотек и ИБЦ
Помимо бесплатных форм и методов комплектования библиотек и ИБЦ есть интересные платные ресурсы – электронно-библиотечные системы. В любом случае при организации работы библиотекаря, он должен знать, какие в настоящее время существуют возможности комплектования и какие материальные ресурсы потребуются для их использования.
Электронно-библиотечные системы представляют собой электронный аналог традиционных библиотек. Это фонд оцифрованных изданий, полных аналогов печатных изданий, права на которые выкуплены учредителем этой системы. За определенную плату, компания, предоставляющая эти услуги, разрешает организовывать обслуживание этими электронными изданиями. Смысл в том, что издания не скачиваются бесплатно и не распечатываются. У пользователей есть право только читать эти издания. После регистрации пользователь получает доступ к изданию на определенное время.
В этих системах есть возможность алфавитного и систематического поиска, работы с тематическими, хронологическими и другими подборками.
Рассмотрим 3 наиболее популярные.
Электронная библиотечная система DIRECT-MEDIA (www.biblioclub.ru) представляет собой поисковую систему изданий по разным направлениям. Она также содержит материалы познавательного и развивающего характера, а также пособия, хрестоматии и энциклопедии. На этом портале представлено достаточно большое количество издательств, которые выпускают учебные и развивающие материалы.
Для того чтобы работать в этой системе, в ней нужно зарегистрироваться и подключиться. А дальше есть возможность работать с каталогами системы по различным поисковым алгоритмам. Когда нужный материал выбран, его можно открыть и читать. Есть возможность работать с отдельными страницами, делать закладки, заметки, откладывать непрочитанную книгу в свою подборку, делать дополнительное библиографическое описание. Но распечатать и полностью скопировать книгу нельзя.
Помимо книг этот ресурс содержит обучающее мультимедиа, аудиокниги и тренажеры. Отдельно предоставляется доступ к картам и визуальным ресурсам. В инфраструктуру чтения можно включить ресурс прослушивания аудиокниг. Это может быть, например, полезно, для организации работы пользователей с нарушениями зрения.
Особенность этого метода комплектования электронного фонда заключается в том, что подписка идет на определенные коллекции. То есть организация платит определенную сумму на полгода или на год, и ей дается доступ на некоторое количество авторизированных пользователей. В зависимости от количества подключенных пользователей библиотеке предоставляются скидки. Чем больше пользователей, тем больше скидки. Увеличение количества пользователей возможно при организации сетевой работы с системой.
Хорошую систему комплектования электронных библиотек и информационно-библиотечных центров представляет компания IPRmedia. Они являются владельцами электронной библиотечной системы IPRbooks.
От предыдущей электронной библиотечной системы она отличается тем, что предлагает иную систему комплектования фонда. Они предлагают специальную платформу – Библиокомплектатор. Он формирует контент, состоящий из нескольких десятков тысяч изданий. Комплектование идет через администрацию библиотеки, которая получает свои логин и пароль. Далее заказ формируется в режиме онлайн. Выбор идет не по коллекциям – необходимо выбирать каждую книгу. То есть эта система позволяет скомплектовать собственную коллекцию изданий исходя из потребностей конкретной библиотеки или информационно-библиотечного центра. Цена при таком подборе выставляется за каждую книгу.
Использование этой системы удобно тем, что библиотека будет платить только за те издания, которые ей необходимы для пополнения своего фонда. А те издания, которые представлены в бумажном варианте, она может не заказывать и, соответственно, не оплачивать.
Большое преимущество электронной библиотеки IPRmedia в том, что они предлагают адаптивные технологии для пользователей с ограниченными возможностями здоровья, а также технологии, совместимые с мобильными устройствами. Для аудитории читателей с ОВЗ они предлагают большую коллекцию аудиоизданий, а также версии для слабовидящих.
Технология комплектования, предлагаемая компанией ЛитРес, отличается от предыдущих. ЛитРес – это мегамаркет электронных книг. На настоящее время это лидер электронных изданий для мобильных устройств читателей библиотек и информационно-библиотечных центров. Издания, представленные ЛитРес можно читать как на стационарных компьютерах, так и на разных мультимедийных устройствах.
Если сравнивать удобство пользования продукцией компаний DIRECT-MEDIA, IPRmedia, и ЛитРес, то последняя наиболее удобна для использования именно на мобильных и других мультимедийных устройствах. Помимо того, что представлено большое количество изданий, с ними также удобно работать – делать закладки, заметки, выделения, под себя можно подстроить шрифт и освещение и т.д.
При этом книговыдача произведений классической литературы осуществляется бесплатно. Удобство работы с системой ЛитРес также заключается в том, что она осуществляется дистанционно. То есть читателю не нужно физически посещать библиотеку. Все заказы делаются онлайн.
Все три электронных библиотечных сервиса имеют хорошую базу статистики. Библиотекарь может посмотреть кто, когда, сколько книг брал, можно составить рейтинг книг, посмотреть и проанализировать чтение отдельного читателя, можно посмотреть статистику и динамику обращений по определенным временным периодам, даже посмотреть, какие страницы в книге открывал читатель.
Таким образом, все три системы предоставляют хорошие возможности для анализа картины чтения.
Список:
Информационное обслуживание в библиотеках: электронные библиографические ресурсы : науч.-метод. пособие / Рос. нац. б-ка, Рос. библ. ассоц.; науч. ред. Е.Д. Жабко. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2009. 200 c.
Мультикультурные сообщества: руководство по библ. обслуживанию / Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений, Рос. библ. ассоц.; пер. с англ. И.В. Чадновой; ред. Т.Н. Батаева. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2010. 58 с.
Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по Манифесту ИФЛА об Интернете / Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений, Рос. библ. ассоц. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2007. 72 с.
World Wide Web – стратегия эффективного поиска: справ. для б-к / Рос. нац. б-ка, Рос. библ. ассоц.; сост. И.С. Галеева, А.Г. Беглик, И.О. Войтенкова и др.; науч. ред. Е.Д. Жабко. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2001. 207 с.
Фирсов В. Р. Работа библиотек в условиях современного авторского права : рос. и междунар. практика, рекомендации / В.Р. Фирсов; Рос. библ. ассоц., Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений, Ком. по свобод. доступу к информации и свободе выражения. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2009. 112 с.
Гольдерова Сардана Саввична
педагог — организатор (по совместительству педагог-библиотекарь)
МБОУ «Жарханская СОШ-И им. Б.Г. Игнатьева»
Интеллектуальная игра «Вперед, с победой!»
в форме игры «Своя игра»
Целью и задачей игры является воспитание коллективизма, патриотизма и ответственности. Игра проводится в форме игры «Своя игра». За ранее готовится презентация интеллектуальной игры «Вперед, мальчишки!». Игра состоит из 5 разделов: «Военные загадки», «Ура!», «Викторина», «Этикет» и «Ребусы». В каждом разделе по 6 вопросов. Каждая команда выбирает себе свой вопрос по разделам. 1 вопрос это «1 балл», 2 вопрос «2 балла» и т.д.
Перед игрой проводится тематическая беседа и показ презентации «Города — герои ВОВ». После беседы, разделив на команды, проводим интеллектуальную игру. Подведение итогов, рефлексия.
1 раздел: «Военные загадки»
Вопросы:
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником —
Станешь … (пограничником)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется … (танкистом)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном … (корабле)
Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный … (летчик)
Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота —
Ждет тебя, солдат, … (пехота)
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было … (войны)
2 раздел: «Ура!»
Вопросы:
Главные часы России (Куранты)
Головной убор (фуражка)
Трудолюбивое насекомое (муравей)
Сказочный герой (Буратино)
Ёлочный новогодний дождик (мишура)
Разрушительный ветер (ураган)
3 раздел: «Викторина»
Вопросы:
Сколько битв проиграл А.В. Суворов? (ни одной)
Головной убор, который носят воины-десантники? (берет)
Старинная одежда русского воина? (кольчуга)
Внезапное нападение (атака)
Назовите имена трех самых известных древнерусских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
Военное укрепление, которое состоит из вала и рва перед ним. (Редут)
4 раздел: «Этикет»
Вопросы:
Ты пришёл в гости. Когда ты должен снять головной убор и вытереть ноги – за порогом или в прихожей? (Ответ: Ноги вытирают за порогом, головной убор снимают, переступив порог, войдя в прихожую.)
Тебе не предложили раздеться, но провели в комнату. Как поступить? (Ответ: Войти в комнату, но шапку снять и держать в руке.)
Ты встретил знакомого, у которого непорядок в одежде. Как ты должен поступить? (Ответ: Чтобы поправить одежду, надо спросить разрешения. А лучше просто указать на неполадки в одежде.)
Ты в гостях за столом, накрытым к чаю. Как правильно взять конфету из конфетницы, как следует её съесть. (Ответ: Конфету берут рукой, кладут на тарелку, где разворачивают, отправляют в рот. Обёртка остаётся на тарелке.)
Как правильно в гостях разрезать и съесть арбуз? (Ответ: Арбуз подают нарезанный ломтями и с кожурой. Взятый ломоть подрезают и чайной ложечкой съедают. Косточки кладут на тарелку чайной ложечкой.)
Один из знакомых сидит в кафе за столиком, а другой входит в кафе. Как они поздороваются? (Ответ: Сидящий за столиком кивает и легко наклоняет туловище, а входящий издали молча наклоняет туловище.)
5 раздел: «Ребусы»
1 ребус:
Ответ: воин
2 ребус:
Ответ: парад
3 ребус:
Ответ: солдат
4 ребус:
Ответ: форма
5 ребус:
Ответ: автомат
6 ребус:
Ответ: армия
Использованная литература:
Локалова М.С. Праздник в подарок. – Ярославль: Академия развития, 2010.
Васильева-Гангнус Л. Азбука Вежливости. М.: Педагогика, 1989.
Ищук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Алексеева Мария Егоровна,
учитель географии,
МБОУ «Ары-Толонской основной общеобразовательной школы им.А.С.Сыромятниковой»
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках географии
Процессы информатизации и цифровизации образования выдвигают новые требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе повышают эффективность и качество обучения.
Под цифровым образовательным ресурсом понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую цифровую, речевую, видео -,фото) и другую информацию, направленной на реализацию целей и задач современного образования.
Применение информационных компьютерных технологий с использованием цифровых образовательных ресурсов на уроках географии не только облегчают усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей учащихся, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление. Так, для формирования географического (пространственного) мышления учащихся на уроках географии использую сайт kosmosnimki.ru (табл.1).
Пример практических заданий для формирования географического мышления
Таблица 1.
Задание | Космоснимок |
Рассмотрите космический снимок найдите и подпишите следующие объекты (5 класс):1. Озеро2. Дорога3. Жилые дома4. Лес5. Школа | |
Рассмотрите космический снимок и ответьте на следующие вопросы (6 класс):1. Укажите название данного географического объекта: полуостров в северо-восточной части Евразии на территории России, омывается с запада Охотским морем, с востока – Береговым морем.2. Почему там часто происходят землетрясения? | |
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы (8-9 класс):1. Как вы думаете, что здесь добывают?2. К каким последствиям для окружающей среды приводит добыча данного полезного ископаемого?3. Определите город, в каком районе нашего региона он находится. |
Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках географии позволяют: значительно повысить эффективность усвоения материала учащимися, наглядность обучения; развивать познавательную активность учащихся; использовать разные пространственные модели, цифровые карты и цифровые снимки и др.
Применяемые в педагогической деятельности электронные и цифровые образовательные ресурсы:
— уроки с использованием компьютерных презентаций. Они могут быть разных типов, уроки объяснение нового материала, урок обобщение, урок защита проектов;
— тестовой формы контроля, используя материалы дисков мультимедийного приложения к учебнику 5-8 классов «География» автор Алексеева А.И.;
— собственно составленные контрольно — измерительные материалы по географии с использованием компьютерной программы;
— Google Mapc: www.google.ru/maps.ru, создание карт (слоев), расширяющих текст рассказов о событиях и путешествиях;
— Google Планета Земля: earth.google.com,изучение трехмерных изображений на планете Земля, возможность исследовать Марс и Луну, просматривать звездное небо с Земли и из космоса и др.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов расширяет возможности предъявления учебной информации, повышает мотивацию учащихся к обучению, повышают не только эффективность обучения, но и помогают совершенствовать различные формы и методы обучения. Учащиеся начинают проявлять интерес к изучению географии, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, показывают хорошие результаты.
Литература:
Мосолков А.Е. «Электронные образовательные ресурсы нового поколения» Барнаул, 2008.
Оспенникова Е.В. «Развитие самостоятельности школьников в условиях обновления информационной культуры общества», Пермь, 2003.
Филиппов В.В. «Информационные технологии, как ресурс современного урока», Москва. 2008
Шестаков С.А. «Цифровые образовательные ресурсы в средней школе», Москва. 2009