Донская Алина Сергеевна
учитель биологии МБОУ
«Депутатская СОШ с УИОП»
Организация проектно- исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС
(из опыта работы Депутатской СОШ с УИОП)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации проектно- исследовательской деятельности школьников в условиях введения нового образовательного стандарта.
Ключевые слова: проектно- исследовательская деятельность, проект.
Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. В связи с переходом к профильному обучению в старших классах встает вопрос о применении таких способов организации учебного процесса на уроках биологии, которые бы не только прививали конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Это объясняется направленностью профильного обучения на реализацию личностно — ориентированного учебного процесса. Поэтому сегодня в центре внимания педагогов находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов.
Одна из важных задач школы МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП» состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Практика работы в школе показывает, что исследовательская деятельность может быть в совокупности действий учителя и ученика. В своей работе я использую как групповые проекты, так и индивидуальные. Одним из таких проектов стал проект «Мы – за здоровый образ жизни!». Данный проект прошел апробацию в условиях школы, на основе собранных материалов составлен научный доклад Кондратюк Никиты, учеником 11 класса. Проект получил высокую оценку в жюри улусного уровня научно-практический конференции «Шаг будущее». Рассмотрен на заседании научно-методического Совета при МКУ «Усть-Янское РУО» в марте 2019 года.
В основу проекта «Мы – за здоровый образ жизни!» входит совместная деятельность и общение учащихся, педагогов, родителей, которая направлена на развитие потребности в формировании здорового образа жизни. В структуру занятий входят лекции, беседы, видеофильмы, решение познавательных и ситуативных задач, игры, тренинги, встречи со спортсменами, медработниками и т.д. знакомство с системами оздоровления. Особое место в работе ученического коллектива занимают короткие эвристические беседы, направленные на формирование полезных для здоровья привычек, развития самооценки. Это и моделирование проблемных ситуаций с обсуждением поведенческих реакций для их разрешения. Например, во время эпидемии гриппа проводятся беседы «Витаминная азбука», «Правила сохранения тепла». В конфликтных ситуациях: « Терпение и терпимость», «Как жить, чтобы окружающим было хорошо с тобой», «Здоровье потребности и потребность в здоровье», «Здоровье как мудрость и мера жизни». В создании проблемных ситуаций для коротких занятий неисчерпаемый материал дают пословицы, поговорки, высказывания великих людей.
В ходе работы над проектом пришли к выводу о том, что организация деятельности обучающихся по выполнению проекта или учебного исследования может включать в себя три этапа: подготовительный, экспериментальный и аналитико-результативный, которые обусловлены структурой данных видов деятельности.
Первый этап – подготовительный — включает изучение и анализ литературы по проблеме; выбор и теоретическое осмысление темы; определение исходных позиций; разработку экспериментальной части; подготовку к проведению эксперимента.
Второй этап – экспериментальный – связан с экспериментальной проверкой и уточнением теоретических положений; реализацией совокупности процедур проектной и исследовательской работы.
Третий этап — аналитико-результативный – предполагает анализ и оценку результатов работы, её оформление, формулировку выводов и представление результата деятельности.
При разработке учебно-исследовательской и проектной деятельности следует учесть тот факт, что процесс проектирования на ступени основного общего образования осуществляется в несколько стадий.
На переходном этапе в учебной деятельности обучающихся 5-6-х классов преобладающим является использование проектных задач. В этом случае доминирующим фактором является то, что проектная задача, представленная через систему заданий, позволяет задать возможные стратегии ее решения. При этом для решения такого типа задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы, но, в тоже время, у них формируются такие способности, как:
— рефлексия, связанная со способностью обучающегося анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки;
— целеполагание, связанное с умением ставить и удерживать цели;
— планирование;
— моделирование;
— коммуникация, проявляющаяся в умении обучающегося взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование. Проектная форма учебной деятельности учащихся представляет собой систему учебно-познавательных, познавательных действий школьников, осуществляемых под руководством учителя и направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Соответственно проектная деятельность на данном этапе представляет собой особую деятельность, которая ведет за собой развитие обучающегося основной школы.
Организация успешной проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уровне начального общего образования (НОО) предполагает:
1) наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2) наличие практической, теоретической или социальной значимости предполагаемых результатов;
3) возможность самостоятельной работы учащихся в различных формах (индивидуальной, парной, групповой);
4) структурирование содержательной части проекта;
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
— определение проблемы и вытекающих из нее задач на основе использования в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола» и пр.;
— выдвижение гипотезы их решения;
— обсуждение методов исследования;
— обсуждение способов оформления конечных результатов;
— сбор, систематизация и анализ полученных данных;
— подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
— выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6) представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.).
Главным результатом проектной деятельности, проводимой мною с детьми, считаю создание атмосферы поиска, потребности в общении, желания поделиться открытиями с другими, создание педагогических условий для формирования коммуникативных и регулятивных компетенций школьников: умение представлять себя устно и письменно, овладение разными видами речевой деятельности. В результате выполнения намеченных действий, можно утверждать следующее:
— создаются условия, необходимые для формирования самостоятельной, активной, творческой личности учащихся.
Таким образом, важность проектно-исследовательской деятельности в сфере образования придаётся в связи с тем, что в её режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и актуальные компетенции обучающихся, обусловленные условиями ФГОС.
Литература:
Козлова В.В., Кондакова А.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
Ильина А.В., Организация проектной деятельности и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта. Научно-теоретический журнал «Современная школа», Выпуск 2(7) , 2011. – 127-132.