Захарова Елизавета Петровна,
Воспитатель
МБДОУ — детский сад №17 «Кунчээн»
«Истоки способностей и дарования детей — на
кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити – ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Развитие речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством пальчиковых игр
Получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной и учебной деятельности. Дошкольники нуждаются в своевременной коррекционной помощи, с целью не только предотвращения ухудшения здоровья, но и интеллектуального развития, умственных и физических способностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует полноценному знакомству и освоению окружающего мира. Крайне редко можно встретить двоих детей с похожими диагнозами, так как каждый ребёнок с ОВЗ особенный. Часто такие дети имеют комплекс различных нарушений в развитии: опорно-двигательного аппарата, речи, нарушение слуха, зрения, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, и грубой задержкой в развитии.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
Знаменитый педагог и учёный, Мария Монтессори, ещё в двадцатом тысячелетии, установила взаимосвязь между тонкими движениями рук и развитием речевого аппарата детей. Она пришла к выводу, что уровень
ручной умелости влияет на развитие речи у детей. Это связано с тем, что определённые отделы головного мозга, один из которых отвечает за речь ребёнка, второй отвечает за координацию движений пальцев рук, расположены близко.
Развивая мелкую моторику, мы активизируем соответствующие отделы мозга, воздействуя на соседние зоны, влияющие на уровень развития речи ребёнка.
Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание. Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.
Всем давно известно, что основной вид деятельности в дошкольном возрасте — это игра, она доставляет ребенку радость и удовольствие, что является сильнейшим средством, которое развивает восприятие речи и самостоятельную речевую деятельность, а движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также речевой центр ребенка. Игры, сопровождаемые речью, превращаются в небольшие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость.
Главной целью пальчиковых игр можно назвать переключение внимания, улучшение координации движений и мелкой моторики, что напрямую воздействует на интеллектуальное развитие ребенка. Следует отметить, что при произношении небольших стихотворений и одновременном движении пальцами, у детей улучшается звукопроизношение, развивается память, умение быстро и четко говорить, способность согласовывать движения с речью.
На основе многочисленных исследований, было выявлено следующее: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же наблюдается некоторая «неуклюжесть» движений пальцев, то задерживается и речевое развитие, при этом общая моторика может соответствовать норме. Здесь уместно сделать вывод, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности, способствуют развитию речи, творческой мыслительной деятельности. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые отношения между взрослым и ребёнком.
Тренировать пальцы рук можно начать уже в возрасте 6-7 месяцев. Это и массаж кисти рук, каждого пальчика, каждой ее фаланги. Разминание и поглаживание можно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.
С десятимесячного возраста следует проводить более активные упражнения для пальчиков, включая в движение больше пальцев с разной амплитудой. Так, малышам можно давать покатать деревянные шарики различного диаметра, шарики из пластилина, бусы. В полуторагодовалом возрасте задания усложняются. Сюда можно отнести и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Так же в этом, и более старшем возрасте, хорошую тренировку дают различные пальчиковые игры.
Благодаря пальчиковым играм происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где расположены множество точек, связанных с теми или иными органами. Любые манипуляции (постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья) помогают улучшить здоровье ребенка. Любой вид массажа кистей рук снимает утомление, повышает работоспособность, вызывает легкость и бодрость.
Можно выделить следующие приёмы массажа в пальчиковых играх:
— поглаживание;
— растирание (выполняется подушечками пальцев или ладонью; бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным);
— вибрация (похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д.).
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой. Желательно взрослому знать текст.
Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.
Демонстрируйте собственную увлечённость игрой. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.
Каждое упражнение имеет своё название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2- 3 раза.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Выбрав 2 — 3 упражнения, постепенно заменяйте новыми. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.
Для лучшего усвоения, к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Большое значение отводится «пальчиковой гимнастике» в музыкальном сопровождении. Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
— Способствует овладению навыками мелкой моторики.
— Помогает развивать речь.
— Повышает работоспособность коры головного мозга.
— Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
— Снимает тревожность.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
— «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;
— «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;
— «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.;
— «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;
— «Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед;
— «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.;
— «Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуговиц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу;
— «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);
— «Необычное животное» — показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой);
— «Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой);
— «Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три…»;
— «Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот);
— «Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;
— «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот);
— «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую, выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе;
— «Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
Игровые упражнения со словами
— игровое упражнение «забавные узелочки».
Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами перебирает узелки, (со словами):
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
Так же при закреплении поставленных звуков ребенок перебирает узелки и проговаривает слоги на автоматизируемый звук, можно закрепить дни недели, времена года.
— Расскажи стихи руками.
Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.
— Пальчиковый театр.
Пальчиковый театр это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи. Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и
поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями.
— Логоритмические упражнения.
Они просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряжено с взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
— Логосказки.
Способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.
Сказка «Репка».
Сначала знакомим ребёнка с персонажами сказки.
Репка — показываем руками круг;
Дедушка — показываем бороду, соединяем руки под подбородком;
Бабушка — показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;
Внучка — показываем косынку, соединяем руки под подбородком;
Жучка — показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а указательный и мизинец немного согнуты;
Кошка — показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, указательный и мизинец согнуты;
Мышка — показываем кулачок.
Теперь вместе расскажем и покажем логосказку «Репка»
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, вытянуть не могут.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Работа с детьми требует от воспитателей много сил, эмоциональных затрат и времени и эта работа очень не легкая, как и каждая работа, которую выполняют добросовестно. Терпения и крепких нервов нашим воспитателям и всем родителям в воспитании детей!
Литература
1.Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
2.Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
3.Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. [Текст] / И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2008. – с 13-23.
4. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
5. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
6. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
7. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
8. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.
Кычкина Татьяна Егоровна,
Воспитатель высшей категории
МБДОУ ЦРР Детский сад №104 «Ладушка»
Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
Всемирная научная система констатирует, что речевые нарушения, встречающиеся у детей дошкольного возраста, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Чтобы предупредить нарушения чтения и письма, необходимо подвести дошкольников к практическим обобщенным представлениям о морфологическом составе слов. Это возможно только в условиях практического использования ими в устной речи большого разнообразия грамматических форм слов, а также различных форм словообразования, расширения словарного запаса однокоренными словами, доступных семасиологических наблюдений над словом и т.п.
В нашем саду открыта логопедическая группа: 5 детей с общим недоразвитием речи, 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Сложные дефекты речи наших детей требуют систематической коррекционно-развивающей деятельности педагогов (логопеда, воспитателей, физруков, муз работников). Поэтому целью создания логопедической группы является формирование правильного звукопроизношения, помочь детям освоить практическое использование языка как средства общения, тем самым предупредив у детей нарушения чтения и письма.
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием языковой системы перед нами стоит ряд задач:
— выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
— устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
— сформировать навыки звукового анализа;
— развить связную речь;
— предупредить нарушения письма и чтения.
Спецификой работы в логопедической группе
определяется имеющимися у каждого дошкольника:
— речевыми недостатками
— неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики).
— характерологическими особенностями.
Отсюда вытекают наши задачи:
Постановка звука.
Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
Накопление, активизация словарного запаса (на занятиях логопеда, по развитию речи, в режимных моментах).
Формирование связной речи нуждается во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
Развитие у детей внимания, памяти.
Эти процессы тесно связаны с развитием речи.
Совершенствование словесно-логического мышления. Речь и мышление тесно связаны между собой и развивают друг друга.
Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики.
Развитие грамматически правильной речи.
В логопедической группе одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
В процессе работы по сопровождению детей с ОВЗ и непосредственном общении с их родителями обозначились основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.
4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Это не только трудность взрослых, но и, зачастую, причина низкой эффективности психологического сопровождения ребенка с ОВЗ. Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах помощь требуется как детям, так и их родителям. Педагоги, психологи и родители должны стать соратниками в решении воспитательных и развивающих задач для особенных детей. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
Сформировать адекватную самооценку.
Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром.
Направления воспитательной работы:
Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
Поддержка и повышение социального статуса семей
Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
Оптимизация детско-родительских отношений
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала ,способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все
упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка;
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную игру, вызывают интерес .Перед тем , как приступить к решения поставленной перед собой задачи я провела тестирование для выявления уровня сформированности ручной умелости у детей. Диагностика показала что 25%-низкий, 40%-средний и только 35%-высокий уровень. Данные показали ,что необходимо срочно создать условия для системного подхода формированию мелкой моторики рук и внедрению новых образовательных технологий. Уровень развития речи детей также находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук (комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости). В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Разработка картотек: «Пальчиковые игры», «Игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики, самомассаж», «Физкультминутки с применением пальчиковой гимнастики».
Разработка и создание самодельных игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
Создание тематического альбома «Игры и пособия на развитие мелкой и общей моторики».
В ходе предметной деятельности и игр использовались такие игры, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики рук детей, а также способствуют формированию речевой активности. Так, например: «Что внутри?», «Какая лошадка быстрее?» ( ребёнок наматывает на палочку веревку, тем самым наматывает лошадку к себе) «Забавные шнуровки», «Кто быстрее доберётся до солнца?»,( Несколько детей наматывают на палочку ленту) «Поиграй с Аленкой» ( ребёнок засовывает руку в рукав и должен тактильно угадать что за предмет внутри коробки «Пальчиковый театр», «Попади в круг», «Белкины запасы» (Внутри коробки ребёнок должен найти орешки. Коробка засыпана зерном).В процессе экспериментирования с материалами и веществами, использовались упражнения и игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками, что способствует развитию мелкой моторики рук. В ходе общения со взрослым и игр со сверстниками использовались пальчиковые игры и разминки.
С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей посредством развития мелкой моторики рук, проводились самые разнообразные работы:
✓ Практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях
✓ Тематические консультации
✓ Папки — передвижки
✓ Выпуск памяток с упражнениями
✓ Оформление стенда
✓ Мастер – классы
✓ Родительские собрания
Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики . Ознакомление с особенностями развития речи детей старшего дошкольного возраста помогла консультация «Развитие речи детей посредством формирования мелкой моторики рук ». Семинар – практикум «Мелкая моторика для развития речи дошкольника», где родители расширили свои представления о значимости развития мелкой моторики для развития речи детей. На семинаре – практикуме «Пальчиками поиграем — говорить мы начинаем» родителям в ходе игр и упражнений была показана взаимосвязь развития речи от развития мелкой моторики рук, родители познакомились с методикой использования пальчиковых игр в домашних условиях.С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук, был проведен мастер – класс «Игры своими руками». В результате данного мастер – класса родители в домашних условиях научились делать пособия для развития мелкой моторики рук, что поспособствовало пополнению предметно-развивающей среды группы.
Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения
Ожидаемые результаты:
-Пополнение предметно-развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей .
-Повышение активности родителей в совместной работе с педагогами детского сада, уровня знаний и компетентности по вопросам развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.
-Формы работы с родителями по вопросам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В работе с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества и взаимодействия
Заключение.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: тема выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.
Список использованной литературы:
Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
Кормилицына Е. С. Игры с бельевыми прищепками. // «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5,
Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
Никонова Туйаара Васильевна,
Воспитатель
МБДОУ детский сад «Кустук»
Ребенок с ЗРР
Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Речь – уникальная и, одновременно, совершенная форма взаимодействия между людьми. Благодаря общению мы можем развивать нашу цивилизацию, обмениваться мнением, рассказывать о наших чувствах, решать проблемы и успешно взаимодействовать друг с другом. Речь является краеугольным камнем нашего развития, и неспроста любой ребенок пытается идти на словесный контакт намного раньше, чем делает свои первые шаги.
Только при активном участии взрослых, применении своевременной речевой практики и планомерному обучению, буквально с первых дней жизни, у малыша формируется речь. При этом необходимо не просто сформировать коммуникационные навыки, а сформировать их правильно, избежав возможных дефектов.
Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми. ЗРР характеризуется качественными и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированный экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой к 2 годам и связной речи к 3 годам. При ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.
Задержка развития речи у детей чаще всего подразделяется на первичные нарушения и вторичные:
— Первичные нарушения обнаруживаются у детей, имеющих речевые расстройства при полном сохранении слухового аппарата, органов зрения, и интеллекта, сюда же относятся генетические предрасположенности и социальные факторы. Такие детишки демонстрируют нарушения наглядно – действенного мышления, мелкой моторики, эмоционально – волевой сферы.
— Вторичные нарушения возникают на фоне основного заболевания ребенка, как правило, это более серьезные случаи, к которым можно отнести проблемы с психикой, нервные заболевания, дефекты челюсти, заболевания органов слуха.
Симптомы ЗРР у детей заключаются в следующем:
— малыш в возрасте до 8 – 9 месяцев не реагирует на речь мамы, не поворачивается, не замечает смену интонации, у него отсутствует лепетание;
— в 9 месяцев малыш не откликается на своё имя, не пытается имитировать речь взрослых, привлекает внимание только плачем;
— ребёнок с ЗРР от 1 до 2 лет может испытывать проблемы с глотанием и жеванием, не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы;
— в возрасте 2 – 3 –х лет ребёнок не может выполнить подряд несколько действий, не называет предметы по заданию. ЗРР в 3 годам характеризуется неумением составлять предложения или составлять фразы из несколькихслов;
— задержка развития речи ввозраста 3 года и старше отмечается следующими симптомами: ребёнок произносит только фразы, предложения составлять не может, большую часть звуков произносит неправильно;
— ЗРР у ребёнка в 4 года проявляется всё ещё плохой реакцией на речь взрослых, на вопросы также пока не отвечает.
Чаще всего ЗРР определяется уже до четырех лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы. Причинами задержки речевого развития могут быть:
— различные патологии внутриутробного развития: гипоксия плода, асфиксия, родовые травмы, недоношенность, повышенное внутричерепное давление у ребенка, наследственная предрасположенность, психические расстройства, черепно – мозговые травмы, снижение слуха, заболевание СНС (центральной нервной системы);
— инфекционные заболевания, перенесенные в первые годы жизни детей, недоразвитость мускулов рта и лица;
— а также социальные факторы: психосоциальная депривация (лишение родительского внимания).
Существуют определенныесимптомы и признаки задержки детского речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте: малый словарный запас, отсутствие простейших фраз из 2 слов «мама дай», («я бай — бай»), («Ляля спит») к 2 годам, отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривает частей слов, скудный активный словарный запас, когда ребенок не может внятно выразить с помощью речи свое желание или просьбу. В 4 – летнем возрасте существенно проявляется речевое отставание от нормы. При обнаружении отклонений от возрастных нормативов необходимо обязательно обратиться к ряду специалистов: логопеду, психологу, отоларингологу, неврологу, психиатру, которые проведут комплексную диагностику, проконсультируют по программе коррекции речи ребенка, и смогут построить план максимально эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами, полученные при диагностике. В большинстве случаев при устранении причин и грамотно организованной коррекционной работе дети с ЗРР догоняют своих сверстников к старшему дошкольному возрасту. Здесь очень важным является включение в коррекционную работу не только специалистов, но и членов семьи. Несвоевременная или неправильная коррекция при ЗРР может послужить причиной отставания от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии и увеличения этой разницы с годами, привести ко множественным трудностям при обучении в школе.
Для ускорения развития речи нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей. По ситуации используются такие медицинские методы лечения:
— транскраниальнаямикрополяризация (ТКМП) – воздействие током слабой силы на зоны Брока и Вернике, ответственные за моторную часть и смысловую нагрузку речи;
— медикаментозная коррекция – ноотропы, средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани, витаминно – минеральные комплексы;
— массаж, общий и логопедический;
— магнитотерапия;
— электро — акупунктура воздействие электрическим током на рефлексогенные зоны.
Детский психолог помогает развивать познавательные процессы, мелкую моторику. Для этого предлагаются пальчиковые игры, лепка, аппликации. Логопед работает над четким произношением, предлагает игры типа логопедического лото.
Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить создавать ситуации, в которых речь необходима. Полезно, чтобы в доме в качестве фона звучали сказки, произносимые диктором с поставленной речью и правильными интонациями.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:
— дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду – пускаем пузыри;
— задуваем свечки – конечно, под строгим контролем взрослых;
— делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них;
— пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса;
— показываем «ветерок» — дуем друг на друга;
— дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта;
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата:
«Окошко»
— широко открыть рот – «жарко»
— закрыть рот – «холодно»;
«Чистим зубки»
— улыбнуться, отрыть рот
— кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы;
«Месим тесто»
— улыбнуться
— пошлепать языком между губами – «пя – пя – пя – пя — пя…»
— покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения);
«Чашечка»
— улыбнуться
— широко открыть рот
— высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка);
«Дудочка»
— с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуть);
— «Заборчик»
— улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
«Маляр»
— губы в улыбке
— приоткрыть рот
-кончиком языка погладить (покрасить) нёбо;
«Грибочек»
— улыбнуться
— поцокать языком, будто едешь на лошадке
— присосать широкий язык к нёбу;
«Киска»
— губы в улыбке, рот открыт
— кончик языка упирается в нижние губы
— выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние губы;
«Поймаем мышку»
— губы в улыбке
— приоткрыть рот
— произнести «а — а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик);
«Лошадка»
— вытянуть губы
— приоткрыть рот
— поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки);
«Пароход гудит»
— губы в улыбке
— открыть рот
— с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы-ы-ы..»;
«Слоник пьёт»
— вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
— «набирать водичку», слегка при этом причмокивая;
«Индюки болтают»
— языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл-бл-бл…»;
«Орешки»
— рот закрыть
— кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
— на щеках образуется твердые шарики – «орешки»;
«Качели»
— улыбнуться
— открыть рот
— кончик языка за верхние зубы
— кончик языка за нижние зубы;
«Часики»
— улыбнуться, открыть рот
— кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
«Блинчик»
— улыбнуться
— приоткрыть рот
— положить широкий язык на нижнюю губу;
«Вкусное варенье»
— улыбнуться
— открыть рот
— широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу;
«Шарик»
— надуть щеки
— сдуть щеки
«Гармошка»
— улыбнуться
— сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу)
— не открывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать);
«Барабанщик»
— улыбнуться
— открыть рот
— кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ-дэ-дэ….»;
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
Прятки игрушек под платочком
ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера).
ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой).
Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, камушки разных цветов) – ребенок находит, взрослый называет.