Попова Елена Дмитриевна
Старший воспитатель пришкольного интерната МКОУ "Кобяконская СОШ", Намский улус
Статья посвящена в использовании воспитателем интерната продуктивную технологию воспитания учащихся в пришкольном интернате. Автор делится своим педагогическим опытом по формированию у детей креативных функций.
Этнокультурные образовательные технологии в республике Саха (Якутия) являются эффективным педагогическим инструментарием гарантированного достижения поставленных целей в воспитании и обучении детей, что в условиях полиэтнического общества становится основой формирования культуры межнационального общения. Использование технологии по этнопедагогике в воспитании и обучении учащихся помогает к учету индивидуальных психолого-физиологических особенностей их развития.
Актуальность темы
В связи внедрением деятельностного подхода в образовательный и воспитательный процесс, изменены подходы к определению целей педагогического процесса. По требованиям ФГОС уточнены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся к окончанию школы, поэтому и появилась необходимость создания ключевых компетенций обучающихся. Одна из них — социально – трудовая компетенция. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Деятельность Кобяконского пришкольного интерната сосредоточена на воспитание детей, которые смогут быть востребованными вызовам общества и времени.
Изученность темы
Специальной литературы по использовании образовательной технологии по этнопедагогике существует достаточно много. В основном известны работы учителей республики. Также, известны труды Ядрихинской Л.С, Кычкиной А.А.
Цель и задачи работы
Целью работы является — раскрытие своего педагогического опыта на основе использования образовательной технологии по этнопедагогике. Учащиеся, проживающие в интернате, обучены трудовому воспитанию. Они приспособлены к самостоятельности, умеют сами себя обслуживать. В работе поставлены следующие задачи:
— определить роль педагогической технологии в развитии творческой деятельности воспитанников;
— раскрыть значимость технологии в формировании у воспитанников креативного мышления;
— анализ педагогической деятельности, приведением результатов применения данной технологии.
Цель и задачи работы
Новизна работы заключена в подходе к раскрытию проблемы. То есть, до настоящего времени отсутствует работа об эффективности образовательной технологии «Сатабыл» на формирование креативного мышления учащимся. Данная работа является первой по изучению данной технологии на формирование креативного мышления у детей. Работа может быть полезна при дальнейшем исследовании и применении образовательной технологии «Сатабыл» педагогами в образовательных учреждениях.
Источник
Основным источником работы стал труд профессора института развития образования и повышения квалификации РС(Я) П.П. Кондратьева «Сатабыл – технология развития функций деятельности школьника». Также использованы работы К.С.Чиряева, Л.С.Ядрихинской и многих других.
Базисом развития становятся компетенции, которые представляют собой сложное сочетание функций умения, на языке саха — сатабыл. В многовековой истории жизни народа Саха существовало объяснение слова сатабыл. Сатабыл — это обобщенное понятие, определяющее внутреннее богатство личности, позволяющее действовать умственно и материально, показатель ее интеллектуального, физического развития и жизненной энергии. Сатабыл проявляется в результате совершаемой или совершенной созидающей деятельности. В этом смысле сатабыл представляет собой совокупность приобретенных человеком качеств совершать умственный и физический созидательный труд, другими словами, способы созидательной деятельности, которые, в свою очередь, представляют функциональные качества человека. Это свойство слова сатабыл позволило ему стать причиной и предметом технологического образования в национальных школах. Передача свойств сатабыл от старшего поколения к молодому поколению шла через развитие качеств сатабыл, во что вложили немало труда народные мастера по жизненной необходимости, делая сатабыл инструментом и средством выживания.
Результаты трудового обучения и трудовой подготовки обращались не на развитие самой личности школьника, а на привитие качеств общественного человека, зависящего от инструкций и выполняющего эти инструкции.
Рекомендуем пройти курсы:
Формирование у воспитанников интерната креативного мышления
Как образовательный процесс продуктивное обучение «Сатабыл» реализуется в рамках индивидуального пути развития каждого обучающегося, выстраивающего последовательность шагов, где каждый шаг имеет хорошо определяемый инструментарий достижения успеха, так как является личностно-ориентированной управляемой деятельностью в реальной жизненной ситуации. В методах продуктивного обучения «Сатабыл» признаются и применяются общепризнанные технологии: метод проектов и технология деятельностного метода. Во всяком творческом труде присутствуют субъектное начало и объектный конец. Могут они существовать по отдельности. В одном случае объектное начало и сам продукт проявляются в репродуктивной деятельности, другими словами, процесс производства повторяется многократно. В другом, субъектное может быть не реализованным предметно в товар, идею, проект, в таком случае субъектное начало и субъектное идеальное находятся в форме размышления в голове или в виде представлений образов на бумаге. Однако объектные и субъектные умения проявляются в паре в делании чего-либо, таким образом, они призваны функционировать в действии или в деятельности, т.е. они функциональны, в этом их ценность. Но чтобы быть такими — они должны быть заложены в человеке и развиты у человека. В этом смысле человек ценен своими развитыми умениями, так как он обладает функциями объектной и субъектной деятельности. Чтобы определить профессиональные качества человека, достаточно определить его функциональные качества объектного и субъектного содержания. Сам предметный продукт интеллектуального или материализующего труда свидетельствует об уровне культуры технологии. Однако эту культуру носят в себе представители данной культуры. Заботясь о привитии культуры отдельному индивиду социальной среды, необходимо заботиться о развитии у него функций объектного и субъектного характера, а затем организовывать его реальную продуктивную деятельность. В этом случае шлифуются его способы деятельности, ставшие новым приобретением цельного организма человека. Таким образом, продуктивное обучение «Сатабыл» как технология работает над приемами обогащения человека способами деятельности умственного и физического труда (в одном виде труда) и является средством для развития деятельностных функций человека, по нашему определению — функций деятельности. В этом заключается и суть особенностей концепции продуктивной технологии «Сатабыл».
Мышление как процесс интеллектуальной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей.
Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются уровнем общего интеллекта, т.е. высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но не достаточным, достижение творческого предела будет зависеть от ряда других качеств личности (мотивации, компетентности, работоспособности).
Для развития творческого мышления необходимо, но не достаточно высокое интеллектуальное развитие, определённый объём знаний, уровень интеллектуальных способностей, наследственные и врождённые задатки. В настоящее время наблюдается высокий темп развития науки и техники, создания думающих машин, на которые перекладываются всё более сложные функции, подающиеся формализации. Это освобождает человека для творческой деятельности. В соответствии с этим резко возрастают требования к творческому мышлению, которое позволяет человеку ставить новые проблемы, новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний. Образовательная технология «Сатабыл» своей универсальностью учебных действий, очень подходит и к развитию у детей творческого мышления. Воспитанники Кобяконского пришкольного интерната, после основных аудиторных занятий, проводят свободное время продуктивно. На основе творческого воображения, они вместе с воспитателями занимаются рукоделием, лепкой, поделкой из дерева, бересты, бумаги. Их творческое мышление характеризуется степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Например, кроме рукоделия и занимательных мероприятий, они на компьютере с использованием различных приложений делают видеоролики, презентации, тематические слайды и фильмы. Девочки любят преобразовать свои наряды, заниматься дизайном своих комнат. Проекты своих дизайнерских работ они вначале проектируют на компьютере, затем пытаются наложить на бумагу или на ткань.
Перед интернатом стоит задача обеспечить детей воспитанием, которое гарантирует социальную устойчивость и мобильность, условия для его самоопределения и саморазвития. Продуктивное обучение П.П.Кондратьева обусловливает приоритет самостоятельной учебной деятельности учащихся, что очень помогает воспитателю при работе с разновозрастной группой в интернате. Старшеклассники самостоятельно делают домашние задания и помогают младшим школьникам работать над домашним заданием.
Образовательная технология «Сатабыл» помогает выявлять творческие способности учащихся, характеризующиеся готовностью к продуцированию новых идей. Дети в интернате умеют быстро находить новые, зачастую неожиданных, более эффективных, простых и быстрых методов решения каких-либо проблем. Например, если нечаянно уронили цветочные горшки, то мальчики смастерят из подручных материалов новые. Или девочки из простого надувного шарика, с помощью гипсового пластилина сделают красивую корзину для цветов. Так, дети мало- помалу непрерывно совершенствуют свои творческие навыки. Также, данная технология помогает детям планировать свой день,
деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку. Дети взаимодействуют с другими субъектами образования и окружающим миром, умеют вести спор, у них развивается способность организовывать творчество других детей, совместно воплощают свои идеи.
Творческое развитие личности эффективно осуществляется в рамках целостной системы. Непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателя и воспитанника способствует успешной активизации творческой деятельности.
Творческий мыслительный акт требует устойчивой и сильной мотивации. Главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. При технологии «Сатабыл» часто используется интерактивный метод. Этот метод позволяет учиться взаимодействовать между собой. Интерактивное обучение и воспитание построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Также, применяется метод активного обучения, где дети являются «субъектом» обучения и воспитания. Они выполняют творческие задания, вступают в диалог с воспитателем.
Применение активных методов обусловлено тем, что сегодня детям предстоит не только усвоить определенную сумму знаний, но и активизировать творческую деятельность, развить коммуникативные и исследовательские способности.
Творческий процесс начинается с появления проблемы. Возможность обнаружения проблем, как и продуктивный путь, их решения, зависит от внутренней мотивации личности. Достижения творческих результатов связано с проявлением определенных свойств мышления, которые воспринимаются как характерные черты творческой личности. Одной из ведущих черт признается открытость, готовность к восприятию нового и стремление к исследованию проблемы и поиску решения. Открытость позволяет более полно использовать имеющуюся в распоряжении информацию, расширяя область поиска решения. Она связана также с гибкостью мышления, обеспечивающей свободу в переносе опыта и знаний в новые ситуации. Важной чертой является возможность действовать в условиях неопределенности. Для меня, как воспитателю все дети креативные. Мы стараемся заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремимся ее развивать.
Креативное мышление предполагает прокладку новых путей к цели, которые раньше были неизвестны субъекту деятельности. Эти пути могут быть сотканы из совершенно новых элементов мысли, а также собраны в обновленных цепочках из уже встречавшихся структур. Креативное мышление предполагает умственную концентрацию на проблеме и сосредоточение на ней интеллектуальных усилий.
Поэтому на сегодняшний день остро встает вопрос развития креативного мышления у подрастающего поколения. Без осознания законов дидактического воздействия на личность, без развития творческой мысли, полного восприятия мира трудно воспитать гармонично развитую личность.
Таким образом, роль педагогики «Сатабыл» в формировании у воспитанников интерната креативного мышления определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях, при решении практических и теоретических задач. Дети, все пробуя и делая своими руками, набираются знаниями, опытом. И эти знания используются в форме умения и на их основе решаются новые, оригинальные задачи.
В современном информационном обществе, в век инновационных технологий необходимы люди с креативным мышлением. В мире широко развивается креативная экономика, поэтому педагоги должны сформировать у детей истоки креативного мышления. Педагогика «Сатабыл» направлена на практико-ориентированное развитие личности, что очень позитивно влияет на формирование у учащихся уметь мыслить креативно. Дети должны владеть функциями универсальных умений. В своей педагогической практике, в Кобяконском пришкольном интернате, мы прививаем детям обще трудовые умения. Дальше дети развивают свои умения и навыки, творят своими сформированными умениями. Их творческая деятельность проявляется во всех областях: шитье, рисование, лепка, изготовление изделий из дерева, бумажная графика, литература, филология и т.д. В младшем возрасте, первоначально детям помогаем мы воспитатели. Затем по мере взросления, дети самостоятельно, научившись навыкам и умениям, приобретают новые функции. Нынешнее поколение детей сильно развито в области информационных технологий. С помощью различных компьютерных технологий, они умеют создавать игровые приложения, умеют разбираться в сайтах, приложениях. И это имеет и позитивное влияние, развивает мыслить глобально, планетарно. Роль педагогики «Сатабыл» огромна, так как дети, базируясь на своих национальных традициях, впитывают и развивают свою традиционную культуру. Подходят с современной точки зрения и внедряют инновационные элементы. В нашем интернате есть свои традиции, унаследованные от предков. Например, по временам годам (муьулгэнэн) отмечаем и проводим традиционные мероприятия народа саха. Дети заняты своими любимыми занятиями. Некоторые дети придумывают и творят различные поделки, другие играют настольные игры. То есть каждый из них функционально нагружен. Результатом деятельности воспитанников становятся творческие работы по различным предметным областям. Они ищут и находят новые способы деятельности — все это является продуктом их образовательной деятельности наряду с исследованиями, сочинениями и поделками. Дети должны понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь свой личностный вклад в фундаментальные достижения человечества: в науку, искусство и другие области. Рол педагогики «Сатабыл» :
- Дети, развивая свою деятельность, умеют мыслить креативно;
- Сохраняя свои традиции и культуру, умеют прикоснуться и развивать культуру других народов;
- У них развиваются универсальные умения, то есть формируется много функций.
Использованная литература
1. Башмаков, М. И., Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. – СПб.: «Свет», 1997;
- Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М.: Прогресс, 1987;
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.-Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934;
- Кондратьев П.П. Сатабыл- технология развития функций деятельности школьника. Якутск, 2004;
- Кондратьев П.П. Продуктивное обучение. Якутск, 2004;
- Ядрихинская Е.С. Этнопедагогические образовательные технологии. Якутск, 2011;
- Интернет-ресурсы.