Семенова Евдокия Иннокентьевна
Воспитатель МБДОУ д/с "Сайыына", Верхневилюйский улус
в статье представлен опыт коррекционной работы в ДОО по обучению, воспитанию и развитию детей с ОВЗ с использованием дидактического многофункционального коврика «Домашние животные». Применение различных дидактических игр и пособий связано с тем, что современные требования к обучению, воспитанию и коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ диктуют необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий.
Введение
В соответствии с новыми утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в системе образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы.
У детей с ОВЗ наблюдается недостаточность представлений об окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных органов чувств. Недостаточность знаний детей с ОВЗ о своих сенсорных возможностях, специальных навыков ориентации в окружающем мире во многом предопределяют трудности предметно-практических действий и успешности ориентировки в окружающей действительности.
На наш взгляд, одним из эффективных средств образовательной работы детей с ОВЗ является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе детей. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
В наше время существует огромное множество необычных, нестандартных и довольно специфических методов обучения и воспитания ребёнка. И при этом такие способы являются не менее эффективными, чем традиционные.
С помощью разработанного нами дидактического пособия — многофункционального коврика «Домашние животные», можно решить массу задач в разных образовательных областях программы.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие»:
— формирование элементарных математических представлений: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве;
— развитие познавательно-исследовательской деятельности: знакомство детей со способами исследования; стимулирование любознательности; сенсорное развитие;
— ознакомление с предметным окружением: вызывать интерес; побуждать детей сравнивать, называть, подбирать, группировать и
т.д.
А также задачи, лежащие в других образовательных областях:
- Это работа с детьми в адаптационный период;
- Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребёнком;
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
- Развитие творческих способностей, воображения, речи;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие коммуникативных способностей.
Дидактическое пособие - многофункциональный коврик "Домашние животные"
Сегодня в связи с внедрением ФГОС ДО, каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. В связи с этим в рамках практической деятельности педагогами и родителями младшей группы «Кунчээн» МБДОУ детский сад «Сайыына» с. Кэнтик Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) было разработано дидактическое пособие — многофункциональный коврик «Домашние животные». Данное дидактическое пособие используется при организации образовательной, игровой деятельности с детьми младшей группы с ОВЗ.
Многофункциональный коврик «Домашние животные» представляет собой дидактическое пособие, которое способствует развитию самостоятельности мышления, сенсорных способностей, активизирует речевое развитие, двигательные навыки.
Пособие изготовлено из гипоаллергенного материала: дермантина и фетра, размером 2 м на 150 см. прямоугольной формы. По всему коврику расположены домашние животные, вырезанные из фетра и его удобно скатать и расстелить.
Дополнительно для игр на коврике изготовлены следующие атрибуты: домашние животные и их детеныши, геометрические фигуры. Для развития двигательной активности детей вырезаны пяточки-стрелочки, цветы, кармашки, картинки.
Многофункциональный коврик «Домашние животные» и материалы, используемые для игр на нем, располагаются в свободном доступе для детей. Это позволяет им самостоятельно выбрать предпочитаемую игру, что способствует поддержке инициативы и формированию первоначальных самостоятельных действий у детей.
Рекомендуем пройти курсы:
Организация проведения дидактических игр и упражнений
На занятиях мы иcпользуем различные виды дидактических игр: на восприятие формы, цвета, величины, на зрительное восприятие, на ориентировку в пространстве, на тактильную чувствительность, на слуховое восприятие, на временные представления.
При прoведении дидактических игр и упражнений мы применяем следующие методы и приёмы: объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др..
На начальном этапе работы с пособием воспитатель помогает ребенку освоить возможные варианты его использования. Как показывает практика, лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним. Постепенно ребенок начинает действовать по образцу взрослого или другого ребенка, а затем и по речевой инструкции, игры усложняются и добавляются новые атрибуты.
Осoбого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Это обеспечивает умственную активность детей в играх.
Приведем некоторые варианты дидактических игр и интегрированных занятий в младшей группе с использованием многофункционального коврика «Домашние животные», с которыми мы занимаемся в нашем детском саду.
Знакомство с домашними животными на коврике
Цель: формировать обобщающее понятие «Домашние животные»; способствовать обобщению представлений о домашних животных; развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций); понимать и отвечать на вопрос: кто это?
Задачи:
— познакомить детей с домашними животными;
— научить различать домашних животных по внешним признакам;
— развивать память, внимание и мышление.
- Игра «Какое животное»
Цель: Формировать звукоподражание, речевое умение, знакомство с домашними животными.
Ход игры: педагог знакомит, детей с домашними животными, показывая на коврике.
Музыкальное занятие на коврике «Кто как голос подает?»
Корова – мычит
кошка – мяукает
собака – лает
свинья – хрюкает
баран – блеет
лошадь — ржет
- «Кто чем питается? Разложи корм на коврике»
Лошадь – травой.
кошка – мышью.
корова – сеном.
коза – травой, сеном
собака – мясо.
Дидактическая игра «Назови семью»
Цель: познакомить детей с семьями домашних животных; развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций); понимать и отвечать на вопросы: «Кто в этой семье папа? «Кто мама?», «Кто детёныш (и)?; формировать соотнесенность слова с действием.
Оборудование: многофункциональный коврик.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть коврик и ответить на вопросы: «Кто в этой семье папа? «Кто мама?», «Кто детёныш (и)?
Кошачья семья: папа — кот, мама — кошка, детёныш (и) — котёнок, котята.
Коровья семья: папа — бык, мама — корова, детёныш (и) — телёнок, телята.
Козья семья: папа — козёл, мама — коза, детёныш (и) — козлёнок, козлята.
Лошадиная семья: папа — конь, мама — лошадь, детёныш (и) — жеребёнок.
Собачья семья: папа — пёс, мама — собака, детёныш (и) — щенок, щенята.
Поросячья семья: папа — боров, мама — свинья, детёныш (и) — поросёнок, поросята.
Интегрированное занятие «Домашние животные»
Цель: развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, формировать представления о домашних животных. Учить различать по внешнему виду и по голосу домашних животных. Развивать мышление, память, слуховое внимание, наблюдательность, обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к домашним животным и желание заботиться о них.
Ход занятия:
— Доброе утро, ребята! (Дети здороваются, слушают воспитателя.)
— Сегодня ребята, мы послушаем сказку про домашних животных, поиграем, и узнаем много нового.
Игра «Угадай, чей голос»
— Для начала прослушаем голоса, а затем определим, какое животное его издаёт. (Отгадавшие находят нужного питомца на коврике.)
— Молодцы ребята!
— И так ребята садимся на поезд, поехали! Чух-чух!
— Поезд остановился Чух-чух! Чух-чух!
— Садимся на скамейки.
Просмотр презентации «Сказка в мире животных».
— И так ребята, каких мы животных увидели?
— Как называются их детеныши? (теленок, жеребенок, щенок, котенок, поросенок)
— Сколько щенят, котят вы увидели? (Дети садятся на скамейку, смотрят презентацию, отвечают на вопросы.)
Физкультминутка «Веселые цифры»
Воспитатель показывает цифры от одного до трех, дети называют число и хлопают в ладоши.
- Цифра один (хлопки в ладоши один раз)
- Цифра два (хлопки в ладоши два раза)
- Цифра три (хлопки в ладоши три раза)
- Хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ, топ.
Геометрические фигуры «Домик для щенят»
— Нашим щенкам нужен новый, красивый дом, щенята просят вас ребята, наклеить дом аккуратно и красиво.
Какие геометрические фигуры для этого нам нужны? (ответы детей: квадрат, треугольник, круг). (Дети выполняют задания, слушая песенку.)
Молодцы ребята!
— Нашим животным захотелось поесть, просят нас накормить.
Дидактическая игра «Найди корм для животных»
Игра проводится на многофункциональном коврике. (Дети находят нужный корм для каждого животного.)
— Моя корова Муся, прислала вам ребята, свежее молоко, угощайтесь на здоровье.
— Пейте дети молоко, будете здоровы! (Дети угощаются молоком.)
Перспективы. Рукотворность исполнения атрибутов на коврике позволяет создавать и добавлять новые элементы к играм, усложнять их, постепенно создавая огромную коллекцию игр и упражнений.
Баттл «Чтение стихов про домашних животных»
Цель: активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные».
Ход игры:
Дети с закрытыми глазами бросают кубик на коврик, кубик попадает на домашнее животное, ребенок читает стихи. Тот, который знает больше стихов, выигрывает баттл.
Таким образом, можно еще придумать много дидактических игр и упражнений с многофункциональным ковриком «Домашние животные». Ведь увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию и т. д.
Конспект проведения дидактической игры для детей 5-7 лет "Расскажи-ка"
Приведем конспект проведения дидактической игры для детей
5-7 лет «Расскажи-ка».
Дидактическая игра «Расскажи-ка»
Цель: развивать диалогическую и монологическую форму речи; совершенствовать умение детей составлять рассказ, используя алгоритм; расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; систематизировать полученные знания.
Оборудование: многофункциональный коврик с атрибутами
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть коврик и с атрибутов составить рассказ.
Картинка с изображением лошади.
Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Шкура у лошади коричневого цвета. Но она бывает черная, белая. У лошади длинные ноги, хвост, грива.
У нее острые уши. Шерсть у лошади короткая, блестящая. Лошадь — ржет: «И-го-го». Она ест траву, сено, яблоки, морковь. Живет она в конюшне. Малыша у лошади называют жеребенок. Лошадь перевозит грузы и людей.
Картинка с изображением коровы.
Это корова. Корова домашнее животное. У нее светло-коричневая шкура, большое туловище, овальная голова, длинный хвост с метелочкой на конце копыта на ногах. На голове у нее два рога, а тело покрыто короткой шерстью. Корова мычит: «Му-у-у». Летом она ест сочную траву, а зимой сено. Живет корова в коровнике. Малыш коровы называется теленок. Корова дает человеку мясо и молоко.
Она ест сочную траву, а зимой сено. Овца блеет: «Бе-е-е». Живет овца в хлеву. Малыш у овцы называется ягненок. Овца дает человеку мясо и шерсть. Из шерсти овцы вяжут носки, варежки, валяют тёплые валенки, из шкуры шьют телогрейки, шапки, рукавицы.
Картинка с изображением собаки.
Это собака. Собака — домашнее животное. Она белая с черными пятнами. У собаки есть туловище, голова, ушки, глазки, рот, лапы и хвост. Тело покрыто шерстью. Собака лает: «Гаф-гаф!» и рычит. Питается собака косточками, кашей, супом. Её дом называется конура. Детёныши называются — щенки. Она приносит пользу человеку — сторожит дом.
Картинка с изображением свиньи.
Это свинья. Свинья — домашнее животное. Свинья — толстая, розовая. У свиньи большие уши, четыре лапы с копытами, маленький хвостики и круглый плоский нос с двумя дырками — пятачок. Пятачок может двигаться и свинья может им рыть землю, поэтому морду животного еще называют рылом. Тело свиньи покрыто жесткими и светлыми волосами — щетиной. Свинья хрюкает. Она ест корни растений, червяков, отруби, фрукты и другую пищу. Живет свинья в свинарнике. Детенышей свиньи называют поросятами. Она приносит пользу человеку — дает мясо и сало.
Картинка с изображением кошки.
Это кошка. Кошка — домашнее животное. Кошка серого цвета со светлыми полосками. У нее небольшое тело, круглая голова, острые ушки, четыре лапки с коготками, длинный хвост. Кошка покрыта короткой и блестящей шерстью. Кошка мяукает: «мяу» и мурлыкает: «мур-мур». Кошка питается мясом, рыбой, сметаной, молоком. Живет кошка в доме, вместе с человеком. Детеныши у кошки называются – котята. Кошка приносит пользу человеку — ловит мышей.
Рекомендуем пройти курсы:
Заключение
Таким образом, можно сказать, что многофункциональный коврик «Домашние животные» является одним из эффективных средств развития детей с ОВЗ.
Мы убедились, что использование многофункционального коврика «Домашние животные» в образовательной и игровой деятельности детей младшей группы «Кунчээн» cпособствовало накоплению их знаний, навыков, умений определять знакомые и новые предметы, имеющие более сложную форму и строение, по цвету, величине и положению в пространстве и развивать при этом моторику рук. Воспринимая конкретные свойства этих предметов, дети научились их сравнивать, различать, называть, подбирать по общим свойствам. Расширился их словарный запас. Стали более наблюдательными и внимательными.
Считаем, что разработанный нами многофункциональный коврик «Домашние животные»:
- Помогает сделать любой учебный материал увлекательным.
- Облегчает процесс усвоения знаний.
- Вызывает у детей глубокое удовлетворение.
- Создает радостное рабочее настроение.
Использованная литература
- Бедина В.Ю. Дидактическая игра как средство развития восприятия цвета и формы у дошкольников с задержкой психического развития / В.Е. Бедина // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч. 1. — Тамбов, 2018. — С. 19-21.
- Васильева М.А. Игровая деятельность детей, как средство воспитания и пути совершенствования руководства ею / М.А. Васильева. — М. : Просвещение, 2013. – 44 с.
- Горбушина С.Б. Дидактическая игра — средство развития у малышей восприятия цвета / С.Б. Горбушина // Дошкольная педагогика.
— 2014. — № 2 (97). – 67 с. - Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: пособие для педагога детского сада / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДOС», 2014. – С. 20-24.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : ВЛАДОС, 2015. — 56 с.
- ФГOC дошкольного образования от 2014 г. / Дошкольное образование вступивший в силу с 1 октября 2013. 07.02.2014. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 c.