Куприянова Ольга Семеновна
Учитель начальных классов МКОУ "Тюбинская СОШ", Намский улус
Введение
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Если раньше ее источником информации были газеты, журналы и ТВ, то сегодня — глобальная всемирная сеть. На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации.
PISA
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.
Формирование функционально грамотных людей как одна из важнейших задач современной школы
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Читательская грамотность
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:
1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом — пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является уроки чтения.
Цель уроков чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Рекомендуем пройти курсы:
Диагностика
Уроки чтения имеют большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
Одним из главных путей формирования функционально – грамотной личности, является введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе я провожу диагностику детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха. Диагностика проводится по следующим показателям компетентностного развития учащихся:
— Связная речь;
— Творческая речевая деятельность;
— Восприятие произведений
— Использование в речи элементарных формул речевого этикета.
Проведенная диагностика показывает не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и «зону его ближайшего развития». Это позволяет педагогически грамотно организовать процесс обучения в дальнейшем. Исходя из проведенной диагностики и собственного анализа делаю вывод, что обычная подача программного материала не сможет реализовать главную цель, а именно развитие литературных способностей младших школьников и приобщение их к литературе. И только лишь интересные, развивающие задания творческого характера мне помогают решить эту задачу. Поэтому главным принципом работы выбираю принцип от простого к сложному, дифференцированный подход к детям, учет их индивидуальных и возрастных особенностей.
Профессиональный опыт
Учителя начальных классов каждый год проводим внутришкольную читательскую конференцию «Ааҕыы түһүлгэтэ», а в прошлом учебном году стали проводить на улусном уровне. На начальном этапе основное внимание уделяем технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом. Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной. Как показывает опыт, большое значение в формировании читательской грамотности младших школьников на уроках чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является проведение нестандартных уроков, литературных гостиных, уроков-сказок, уроков-исследований, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых игр и т. д.
На уроках чтения можно использовать следующие приёмы работы:
- Приём «Чтение с остановками».
- Приём «Синквейн».
- Приём «Работа с вопросником»
- Приём «Написание творческих работ»
- Приём «Создание викторины»
- Приём «Логическая цепочка».
Считаю, что уроки чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание — аудио средства. Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. На уроках литературного чтения используется иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также дети под руководством учителя создают мультик по заданной теме.
Заключение
В заключение хочется сказать, что использование на уроках систематической работы над текстом, способствует развитию речи обучающихся, формирует «читательскую грамотность школьников». Позволяет научить учащихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. Такие приёмы работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.
Использованная литература
Галактионова Т.Г. Рекомендации учителю по успешному чтению: пособие для учителе общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2011 88с.
Жесткова Е.А. Творческие задания для формирования читательской компетенции в начальной школе//Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013 №3 с.17-18
Логинова О.БКомплексные проверочные работы. Мои достижения. М.: Просвещение 2018