Андреева Анна Руслановна
Воспитатель МБДОУ детский сад №4 "Ромашка", Хангаласский улус
Вступление
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
С введением государственного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников.
Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс дошкольных учреждений. При этом исследовательская деятельность дошкольников выступает как современная образовательная технология, функционально позволяющая реализовать специфическое содержание образования.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная работа взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни в игре и труде, то есть в процессе познания окружающего мира.
Исследовательская деятельность как творчество
В целях систематизации развития дошкольников по познавательно-исследовательской деятельности разработала перспективный план, составила картотеку опытов и экспериментов, которые дети могут проводить как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Новизной является комплексный подход в использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда выступает стимулятором развития ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности. Мной в группе оборудована детская мини-лаборатория «Любознайка», где детей ждёт Незнайка, который вместе с ними участвует в опытно-экспериментальной деятельности. Незнайка «помогает» детям делать свои умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи. А в сундучке он часто приносит детям для исследования интересные вещи и предметы. Всё это способствует развитию познавательного интереса, наблюдательности.
Опытническая деятельность ребёнку представляет, возможность найти ответ на вопрос «как?», «почему?». В процессе познавательно-исследовательской деятельности применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, использование которых дает детям возможность сделать ещё один шаг в неизведанное. Анализируя результаты своей работы, прихожу к выводу, познавательно-исследовательская деятельность детей — эффективный способ поиска знаний об окружающем мире.
Стимулируя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляю их активную исследовательскую деятельность в реальное творчество.
При помощи простых вещей мы открываем детям целый мир. И так приятно наблюдать за их восхищением. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать подробное объяснение об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Рекомендуем пройти курсы:
Работа с родителями и принципы работы по развитию исследовательской деятельности у детей
На практике я убедилась, что опытно-экспериментальная деятельность актуальна и очень эффективна. Она дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Важное место отвожу работе с родителями. Стараюсь заинтересовывать их и вовлеченности в воспитательно-образовательный процесс используя различные методы. Проводила родительские собрания, консультации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Экспериментирование в домашних условиях», раздавала памятки. Они убедились, что обучение может быть познавательным и увлекательным одновременно. Свою работу по развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации мы строили исходя из следующих принципов:
1.Принцип научности:
— предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
— содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2.Принцип доступности:
— предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
— предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
3.Принцип систематичности и последовательности:
— обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
— предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
— формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
— предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
— обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5.Принцип целостности:
— основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно — экспериментальной деятельности;
— предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6.Принцип активного обучения:
— предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
— обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7.Принцип креативности:
— предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8.Принцип результативности:
— предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Идея опыта
Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта показал. Что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
А таким методом и является экспериментирование, которое стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Ведущая педагогическая идея опыта, заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам опытно — экспериментальной деятельности. Работа с родителями «Забавные фокусы» – фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Семейный конкурс «Я волшебник».
В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Использованная литература
- Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2012. 230 с.
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. 192 с.
- Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2005. 180 с.
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2010. 202 с.
- Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5 – 8 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2008. 230 с.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М.: 2010. 121 с.
- Мартынова Е.А. Опыт – вот учитель жизни вечный // Дошкольное воспитание. 2010. № 7. С. 26-28.
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. изд. 2-е, испр. Волгоград: Учитель, 2012. 174 с.
10.Прохорова Л.Н. Методические рекомендации: организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2008. 213 с.
- Ромашкина А.И. Опыт использования метода образовательных проектов в практике дошкольного образовательного учреждения // Методист. 2010. № 8. С. 66-68.
- Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ // Управление в ДОУ. 2011. № 3. С. 22.