Аргунова Прасковья Ивановна
Учитель английского языка МКОУ "Тит-Арынская ООШ им. И.С. Колодезникова", Усть-Алданский улус
Статья посвящена в использовании воспитателем интерната продуктивную технологию воспитания учащихся в пришкольном интернате. Автор делится своим педагогическим опытом по формированию у детей креативных функций.
Читательская грамотность
В последнее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Согласно заключению Совета Европы, особенностью современного этапа развития образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу, процессам, предопределяющим новые открытия и их использование в различных областях человеческой деятельности.
Читательская грамотность, в свою очередь, является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества, а большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
- Умение находить и извлекатьнеобходимую информацию из текста;
- Умение интегрировать и интерпретироватьинформацию;
- Умение, направленное на осмысление и оценкупрочитанного в тексте.
Тесты на проверку читательской грамотности
К отличительным особенностям тестов на проверку читательской грамотности относят: большой объем текста; неадаптированный текст; информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков; задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов; задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.
При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями:
1.Текст должен быть ученику интересен;
2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию, но, при этом, актуальную для ученика;
3.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика;
4. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста: «вычитываться» — что означает? или быть представлены в сносках;
5. Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся);
6. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста;
7.Текст должен развивать кругозор;
8.Текст может быть взят из «реальной жизни»;
9.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
10. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста;
11. Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т.д;
12.При необходимости нужно адаптировать текст;
14.В тексте не должно быть ошибок;
15. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат детей: удивляться, решать задачу эмоционального развития;
Рекомендуем пройти курсы:
Цель и задачи работы
Как известно, в учебной литературе кроме заданий на собственно чтение и перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания», умения прогнозирования.
В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и использования полученной информации.
Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые и многотекстовые проблемные задачи.
Примеры однотекстовых проблемных заданий:
- скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова; дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;
- составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз располагая эти части по-новому;
Примеры многотекстовых проблемных заданий:
- соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.
Таким образом, применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Использованная литература
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». https://base.garant.ru/70429494
4)Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности по направлениям читательской, математической и естественнонаучной грамотности. http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/
4)Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по составляющим функциональной грамотности. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
5)Ковалева Г.С. Общие подходы к определению функциональной грамотности учащихся основной школы. Концептуальные рамки разработки учебно-методических материалов для оценки функциональной грамотности учащихся.