Жиркова Анжела Николаевна
Воспитатель МБДОУ "ЦРР - детский сад "Кэнчээри", Амгинский улус
В статье обобщаются результаты исследований по проблеме воспитания полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста. А также представлен опыт работы по формированию социальных навыков и умений мальчиков в процессе игры.
Этнокультурные образовательные технологии в республике Саха (Якутия) являются эффективным педагогическим инструментарием гарантированного достижения поставленных целей в воспитании и обучении детей, что в условиях полиэтнического общества становится основой формирования культуры межнационального общения. Использование технологии по этнопедагогике в воспитании и обучении учащихся помогает к учету индивидуальных психолого-физиологических особенностей их развития.
Формирование полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста в процессе игры
На современном этапе развития общества одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребенка с учетом его полоролевой идентичности.
Целью исследования было изучение и обоснование педагогических условий эффективного формирования полоролевого поведения мальчиков
старшего дошкольного возраста в процессе игры.
Предполагали, что эффективное формирование полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста в процессе игры возможно при следующих педагогических условиях:
— разработки и обоснования содержания работы с детьми по проблеме исследования;
— систематизации разнообразия игр по дидактическим и развивающим задачам;
— обогащения содержания работы с родителями по полоролевому воспитанию мальчиков.
Научно теоретическая новизна заключается в обосновании педагогических условий эффективного формирования полоролевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста в процессе игры, а также в разработке методических рекомендаций для педагогов ДОО.
С целью выявления уровня полоролевого поведения старших дошкольников был проведен срез. Выбранные методики были нацелены на выявление знаниевого, ценностно-эмоционального и поведенческого аспектов развития личности детей по полоролевой принадлежности.
Использовали беседу для выявления представлений ребенка о положительных, нравственных чертах сильного пола как защитников и хранителей семейного очага; рисунок человека — для выявления степени выраженности полоролевой идентичности ребёнка, при анализе рисунков мы использовали шкалу признаков по Гудинафф – Каррису, содержащего десять категорий информативных признаков; организовали наблюдение за игровой деятельностью детей для выявления особенностей взаимодействия мальчиков в игре.
В результате проведения методик был выявлен в целом недостаточный уровень сформированности полоролевого поведения мальчиков: у детей обнаружился лишь средний уровень сформированности представлений, и эмоционального отношения, и поведенческого аспекта по отношению к другим.
На основании полученных результатов была запланирована и проведена работа включающая в себя разделы: «Создание предметно-развивающей среды», «Работа с детьми» и «Работа с родителями».
С учётом полоролевого воспитания была построена развивающая среда в группе. Игровая среда была создана совместно с родителями и с детьми. Дети вместе с родителями создавали рукотворные игрушки. Было создано пространство для игр мальчиков, и игрушек с учётом их полового признака. Например, для мальчиков мы создали новый центр игры «Хоодуот», в котором дети могли бы реализовать свой творческий потенциал, там имеются разные наборы картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности, картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слёзы, гнев), дидактические игры, по которым дети могут связывать эмоциональные состояния с определёнными действиями, схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского пола, размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу, лего — конструкторы, машины разных размеров, марок, набор солдатиков, набор инструментов, разные энциклопедии и дидактические игры, развивающие мужественность.
Разработали специально игры настольные, отражающие мужской характер, мужское поведение. Например, такую игру как «Оцени поступок», «Найди орудия Богатыря Урун Уолан».
Хочется отметить, что дети с удовольствием разворачивают игровой сюжет для реализации своих творческих замыслов.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом полоролевых особенностей, обратили особое внимание на следующее:
— привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов мужского поведения;
— достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой мальчики воспроизводят модель социального поведения мужчины — отца;
— наличие атрибутики и маркеров игрового пространства
для игр — «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Рекомендуем пройти курсы:
Серии игр
По работе с детьми нами разработаны четыре серии разнообразия игр. Каждая серия игр предназначена для развития конкретных качеств у мальчиков:
Первая серия игр была направлена на формирование полоролевой идентификации у мальчиков. Вторая серия игр была направлена на развитие ценностных представлений об отце. Третья серия игр нацелена на формирование предпосылок мужественного поведения у мальчиков. Четвертая серия игр ориентирована на формирование ценностного отношения мальчиков к девочкам.
По названным сериям проведены: игры-тренинги, игры-ситуации, имитационные игры, состязательные игры, игры-драматизации, сюжетно-дидактические игры и др.
Работа с родителями
Проведена большая работа с родителями-отцами:
— Организовано творческое объединение отцов. Они организуют соревнования, экскурсии по месту работы родителей-отцов, субботники по благоустройству и созданию катка, лыжни и др.
— В мини-музее группы отцы собрали экспонаты, которые показывают увлечения и занятия предков (старинная утварь, доспехи воинов, орудия труда охотников, шкуры добытой дичи и животных).
— Организованы совместные спортивные состязания «Сын и отец» по перетягиванию палки, шашкам, якутским настольным и подвижным, лыжной гонке.
— Проводятся круглые столы, консультации, беседы, тематические домашние задания отцам на темы «Хороший отец — большое счастье», «Роль семейных традиций в воспитании ребенка».
Итоги работы
Таким образом, комплексная работа по созданию в детском саду условий, способствующих выработке навыков полоролевой культуры поведения у мальчиков, принесла положительные результаты.
Сравнивая результаты методик исследования, мы можем сделать вывод, что уровень сформированности полоролевого поведения у мальчиков старшей группы стал выше. У детей повысилась мотивация к проявлениям ценностного отношения к своим сверстникам, девочкам, к своим отцам. Мальчики стали более уважительно относиться к девочкам, интересоваться занятиями и увлечениями своих отцов, проявлять интерес и любознательность к мужским профессиям.
Результаты исследования позволяют заявить, что для формирования культуры поведения мальчиков обязательно нужно развивать его базовые компоненты как установление мальчиками своей полоролевой идентичности, сформированность ценностных представлений об отце и отцовстве, сформированность ценностного отношения мальчиков к девочкам, и осознанное понимание и проявление мужественности как наиважнейшего личностного качества мальчиков.
Полученные данные эксперимента свидетельствуют о динамике роста у детей этих ценностных качеств личности, которые составляют основу полоролевого поведения мальчиков
Повышению положительных показателей по проблеме исследования, безусловно, способствовали: во-первых, проведение разнообразия игр, нацеленных на формирование предпосылок мужественного поведения у мальчиков, на формирование отношения мальчиков к девочкам, во-вторых, создание содержательной предметно — развивающей среды с учетом полоролевых отличий, в-третьих, организация систематической и планомерной работы с родителями, особенно с отцами как образцов мужского поведения.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Некоторые родители стали замечать в детях такие качества как добросовестность, желание помочь маме, папе, бабушке. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний
о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Наблюдения
за детьми в повседневной жизни показывает, что выросла культура поведения и общения детей: мальчики стали более внимательными
по отношению к девочкам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт нашего педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться
в дальнейшем.
Заключение
Таким образом, опыт, полученный в процессе реализации работы показал, что опыт работы по формированию полоролевого поведения мальчиков в детском саду дает положительный отклик в полоролевом развитии детей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что проделанная работа по формированию полоролевого поведения мальчиков способствует повышению уровня сформированности полоролевого поведения, т.е. наша гипотеза доказана. Наработанный опыт, будет углубляться и совершенствоваться, поскольку тема очень актуальна на современном этапе и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста.
Использованная литература
- Абубакирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. – 1996. − №6. – С. 123-125.)
- Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре / Т.В. Антонова // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. М. 1986.
- Ашикова С. Наши мальчики / С. Ашикова // Дошкольное воспитание. 2003. №1. с.54
- Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха: монография / М.И.Баишева.-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015.- 162с.
- Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре / Л.В. Градусова // Воспитание детей в игре. М. 1993.
- Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.07/ И.Н. Евтушенко. — Челябинск: Б. И., 2008 — 14с., 22с.- 8
- Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста “Мальчики и девочки” [Текст]/ Е. А. Мигунова//Дошкольное образование. — 2011. — №13. — С. 17-19.
- Чекалина А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.