Павлова Айталина Николаевна
Учитель-логопед МБДОУ Центр коррекции речи "детский сад "Березка", Чурапчинский улус
Потенциальная возможность изобразительной деятельности как одно из основных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития словаря у старших дошкольников с ОНР.
Речь
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности.
Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий (Г. А. Волкова) [1, с. 98]. Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина дают следующее определение общему недоразвитию речи: ОНР – различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [4, c. 289].
Развитие словаря, по мнению Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, обусловлено знакомством ребенка с окружающим миром. По мере того как ребенок познает новые предметы, явления, признаки предметов и действий, обогащается его словарь. Познание окружающей действительности происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через диалог со взрослыми [3, с. 42]. Работа по развитию словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Так, без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Основы методики развития словаря дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и др.
Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, потому что к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной каркас не изменяется (А. Н. Гвоздев) [2, с. 56].
Изобразительное искусство способствует разностороннему развитию личности ребенка, углублению представлений об окружающем мире, приобретению знаний о предметах и явлениях, решению задач речевого развития детей, в том числе на развитие словаря [5, с. 124]. Большое значение занятий по изобразительной деятельности выделяли А. Н. Граборов, Т. Н. Головина, Л. В. Занков, И. М. Соловьев.
Рекомендуем пройти курсы:
Исследовательская работа
Провела исследование на базе детского сада МБДОУ «Березка». В эксперименте участвовало всего 20 детей: 10 детей экспериментальной группы, 10 детей контрольной группы.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Констатирующий этап эксперимента проводился с целью выявления уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
На констатирующем этапе моего исследования использовала следующие методики: методика обследования словарного запаса детей старшего дошкольного возраста (И. А. Миронова); методика выявления уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста. Качественный анализ данных показывает, что после проведения обследования по методикам И. А. Смирновой и Г. А. Волковой можно выделить специфические особенности развития словаря у старших дошкольников с ОНР: бедность словаря, неточное употребление слов по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у детей преобладали существительные с конкретным значением, характерным являлась бедность глагольной лексики.
Получив данные результаты обследования провела формирующий этап логопедической работы с целью развития словаря у старших дошкольников на базе кружка «Волшебная кисточка» с целью развития и обогащения словаря. Начала работу по рисованию, лепке и оригами по лексическим темам «Одежда», «Времена года», «Овощи», «Животные», «Транспорт», «Посуда», «Профессии» и др. В работе использовались карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, пластелин, цветной картон и бумага, дидактические картинки, пособия. Было проведено 18 занятий по изобразительной деятельности с сентября по октябрь 2022 года. Занятия проводились 2 раза в неделю.
Занятия по рисованию
Занятия по рисованию также были направлены на развитие координации, точности движений при рисовании мелких деталей, узоров; развитию переключаемости движений за счет использования разнообразных техник рисования.
Занятия лепкой
Занятия лепкой (из пластилина, теста, бумажной массы) способствовали развитию координации, переключаемости движений, выработке оптимального, равномерного темпа выполнения заданий, снятию напряжения тонуса мышц кисти руки, что позволяло достичь точного выполнения задания, выработке умения принимать заданную позу и удерживать ее необходимое количество времени. При занятиях аппликацией детям предлагались различные материалы для работы, что способствовало расширению объема движений, развитию координированности, ловкости, точности, переключаемости, синхронности движений.
Заключение
Во время занятия у детей обогащался словарь по средствам рассуждения, составления рассказа по своей работе, проведением игр и вывода проведенной темы. В речи детей уменьшилось количество лексических и грамматических ошибок, многие дети стали более самостоятельные в придумывании своих творческих рассказов по своим работам на занятиях по изобразительной деятельности. Дети стали испытывать интерес к творческой словесной деятельности.
Коррекционная работа строилась на принципе индивидуального подхода так, что все задания дифференцировались по сложности с учетом уровня развития словаря каждого ребенка.
Проделав опытно-экспериментальную работу, увидела положительную динамику в развитии словаря у старших дошкольников: накопление словаря протекает с постепенным накоплением запаса слов, которые они умеют произносить в смысловой ситуации; слова относятся к лицам, игрушкам, изображениям на картинке; дети стали различать элементарный звуковой состав, уметь произносить слова, понимать лексическое значение слова.
Использованная литература
- Волкова Г. А. Методика обследования нарушения речи у детей. СПб., 1993.
- Гвоздева А. Н. От первых слов до первого класса (Дневник научных наблюдений) Саратов, 1981.
- Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Формирвание лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 1999.
- Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М., 1991.
- Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 2009.