Андреева Луиза Николаевна
Педагог-психолог
МБДОУ «Центр коррекции речи детский сад «Березка» с.Чурапча
Седалищева Анастасия Гаврильевна
Педагог-тьютор
МБДОУ «Центр коррекции речи детский сад «Березка» с.Чурапча
Направление технологии работы с детьми с ОВЗ в условиях детского сада.
Введение
Наш детский сад «Березка» и созданная детским садом общественная организация «Ресурсный центр поддержки и развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Чурапчинском улусе» 2020 году стал обладателем всероссийского гранта благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» проектом «Логомобиль».
В рамках реализации проекта и при поддержке этого фонда был разработан «»Сит-бокс. Многофункциональный авторский чемоданчик «»Сит-Бокс» был создан творческой командой педагогов работающих в области коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Реджио педагогика».
В последние годы заметно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути коррекции данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов на родном языке ребенка, с учетом духовно-нравственных ценностей его народа поддерживает активность усвоения материалов.
Актуальность данного бокса заключается в том, что, работая с детьми, имеющими различные нарушения, очень трудно бывает их заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу коррекции в целом. Использование данного игрового бокса облегчает усвоение материала детьми и повышает эффективность работы.
Игровая коррекция
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая коррекция, которая считает игру ведущим методом развития детей с ограниченными возможностями здоровья, и поэтому активное включение игры с учетом национальных компонентов в деятельность родителя, позволит достичь эффективных результатов по развитию ребенка.
«СИТ-бокс» прекрасный коррекционно — развивающий инструмент для ребенка.
В комплекте есть множество интересных материалов, которые сделаны в виде настольных игр, букв, цифр, животных и фруктов . А также, в комплект вошли логопедические упражнения и задания для развития речи, познавательных способностей, развитию мелкой моторики руки и материалы для диагностики ребенка в домашних условиях.
Во время игры с чудо-боксом ребенок сможет обогатить словарный запас, развить логику-мышления, память, внимание, воображение и творческие способности.
Рекомендуем пройти курсы:
Основные направления бокса
Первое направление оздоровительное – сюда вошли игры укрепляющие здоровье ребенка.
-Игра «Мото5оно» автор педагог -психолог Андреева Луиза Николаевна. Это игра -состоит из диагностического материала и из карточек с авторскими стишками и картинками, позволяющие развивать правильное дыхание.
-Игра «Эминньэх» аурикулярный массаж, способствует улучшению общего состояния, активизации деятельности ребенка. При регулярном выполнении массажа повышается работа иммунной системы организма. Составитель медсестра нашего детского сада Осипова Екатерина Прокопьевна.
-Игра «Тэкэ сандалыта» это карточки по сбалансированному питанию, позволяют родителю контролировать процесс включения в рацион калорийного витаминизированного питания на каждый день по возрасту ребенка. Ребенок играя сам выбирает свое меню. Автор игры врач педиатор МарияИвановнаВасильева.
— «Тилэхчээн» — это диагностический инструмент, позволяющий
в домашних условиях диагностировать развитие патологии стопы ребенка.
Ранняя диагностика патологий стопы является важным элементом в здоровье каждого человека. Сюда вошли комплекс упражнений для профилактики и коррекции по устранению плоскостопия ребенка. «Тилэхчээн» это самый простой и доступный всем способ выполнения плантографии. Автор составитель инструктор по ЛФК Матвеев Николай Афанасьевич.
Второе направления речевое развитие
– Настольная игра «Тээкэ ыллыгынан айан», автор педагог-тьютор Седалищева Анастасия Гаврильевна. Игра развивает мелкую и артикуляционную моторику, позволяет развивать связную речь, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие.
Игра предназначена для педагогов и родителей, в целях допольнительных занятий для закрепления, выработать правильные, полноценные движения и определённые положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, развивать мелкую моторику, упражнять в количественном счёте; воспитывать культуру игры.
— Игра логопедический куб «Мин санарабын», автор учитель-логопед Андреева Мира Александровна. Игра позволяет в игровой форме автоматизировать звуки, речь, развивает логическое мышление, мелкую моторику руки. Обучающая игра логопедические кубики содержит интересные задания для детей дошкольного возраста.
Комплектация: из 12 разноцветных пластиковых кубиков (с изображением действий, числительных, фигуры, части тела, фрукты-овощи, кубик-предлоги, звуковые символы и буквы, животные )
— Игра «Тээкэ иэйиитэ (эмоции)», автор учитель-дефектолог Афанасьева Алиса Николаевна. У детей с речевыми и психофизиологическими нарушениями часто наблюдается нарушение эмоциональной лексики. Данная игра предназначена для его обогащения с помощью карточек различными видами эмоций.
Родители просят повторить за действиями медвежонка Тээкэ, и одновременно обучают детей мимике, эмоциям.
— Игра Кубик «Мичийэ» Данная игра предназначена для детей дошкольного возраста. Кубик имеет 6 сторон и на каждой стороне есть картинка с гласным звуком. Артикуляционно ребенок должен повторить за кубиком. Для усложнения игры можно придумать слова, звук которого выпадет на кубике.
Игра развивает речь, мелкую моторику, а также тренирует память.
Третье направление — познавательное развитие
— игра «Кэрдээх кырадаьыннар», предназначена для занятий и диагностирования, стимулирования речевой активности детей, развитие речи, автоматизация звуков, развитие движений пальцев рук, координации движений обеих рук; общее интеллектуальное развитие ребенка. Автор игры учитель-логопед Попова Изабелла Владимировна.
– игра «Сайын» (Развивайся), экспресс диагностирование и развивающие игры. Обучение и закрепление понятия времени, понятий месяцев, времен года; развивает внимание, восприятие, мышление. Автор педагог-психолог Собакина Юля Петровна.
Четвертое направления развитие мелкой моторики
—Многофункциональная игра «Куэрчэх», на основе национальных традиций, используем предметы народа саха как игру. Мутовка с ручками- насадками различных форм, способствует массажным эффектам, стимулируют речевое развитие, способствует улучшению мелкой моторики, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, повышает мозговую активность. Авторы медсестра детского сада Осипова Екатерина Прокопьевна и педагог-психолог Андреева Луиза Николаевна.
Таким образом, благодаря использованию чемоданчика «СИТ-бокс» в коррекционно-развивающей деятельности у детей развивается речь, познавательные интересы, логическое мышление, улучшается физическое развитие, формируется положительное отношение к занятиям. Сам процесс усвоения материала становится эмоциональным и более действенным, позволяющим ребенку активизировать познавательную деятельность.
Заключение
Чемоданчик «СИТ- бокс» станет незаменимым инструментом для ребенка, поможет организовать рабочий процесс и сделать его эффективным. А для родителей бокс становится помощником и лучшим инструментом для развития своих детей.
Использованная литература
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. Москва: Просвещение, 2009. — 160 с.
- Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования. -http://www.thetutor.ru/lechebn_ped/articles.htm
- Крупенчук Ольга Игоревна. Воробьева Татьяна Анатольевна. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Издательство «Литера», 2015 год.
- Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.
- Измайлова А.Х. Возможности применения комплекса LBK ( BALAMETRIRIKS) в коррекционно-развивающей работе с детьми. Изд. 2-е, дополненное. М:2018.
- Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.
- https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-balansirovochnoi-doski-bilgou-v-korekciono-logopedicheskom-procese.html
- https://mederia.ru/
- https://pattern-express.ru/