Вензель Саина Валерьевна
Учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа-детский сад с. Балаганнах им. М.Н. Винокурова»
Актуальность исследования
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Развитие читательской грамотности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие младшим школьникам навыков самостоя¬тельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, смартфонов, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным.
Объект исследования
Процесс развития читательской грамотности у младших школьников.
Предмет исследования
Читательская грамотность младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования
Отбор методов и форм развития читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза
Учебная деятельность будет более успешной, если создать условия формирования и развития у младших школьников читательскую грамотность на уроках литературного чтения. Разработка методов и форм заданий может повысить уровень читательской грамотности с учетом интересов и возрастных особенностей школьников
Задачи
- Описать технологию формирования читательской грамотности младших школьников при работе над литературным произведением.
- Раскрыть содержание работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
- Апробировать методы и формы читательской грамотности у младших школьников
Методы исследования
Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент
В отечественной педагогике термин «читательская грамотность» появился в 2000-х годах, когда российские образовательные учреждения первый раз приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)
В настоящее время читательская грамотность подразумевает практические умения работы с текстом – умение понимать, анализировать прочитанное, использовать информацию для решения определенных задач. Иными слова, информация, которую человек получает из текста, должна расширять кругозор и возможности в жизни.[6]
На уровень читательской грамотности не влияют скорость и техника чтения, уровень начитанности. У развитого читателя сформированы две основные группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе собственные суждения; умение делать логические выводы и оценки на основе личных знаний. Данные навыки предполагают большую самостоятельность мышления и воображения [9].
Читательская грамотность состоит из системы следующих взаимодополняющих аспектов [1]:
— понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
— оценка языка, стиля, жанра;
— ориентация в тексте; преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
— формулирование основных идей и выводов;
— общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:
- умение найти и извлечь информацию из текста;
- умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
- умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
- Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.
Чтение – неоднозначная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на [3]:
1) содержании (типах текстов);
2) проверяемых видах деятельности;
3) ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста, являются основными, базовыми.
Поиск информации – процесс нахождения фрагмента текста, где эта информация содержится.
Извлечение информации – это процесс отбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования[8]
Проблема чтения в нашей стране приобретает все большую актуальность:
- Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.
- Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…
- Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов общего образования ставит задачу выбора технологии формирования читательских умений в образовательной практике.
В нашей практике мы использовали такие технологии:
Технология критического мышления (РКМЧП);
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.
1 этап — «Вызов», на котором учащийся ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап — «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап — «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» учащийся на уроке по данной проблеме.
Здесь предлагается использовать следующие приёмы работы:
Приём – «Чтение с остановками».
Приём «Синквейн».
Приём «Работа с вопросником»
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Приём «Мозговой штурм»
Приём «Уголки»
Приём «Написание творческих работ»
Приём «Создание викторины».
Приём «Логическая цепочка».
Приём «Тонкие и толстые вопросы».
Технология проблемного обучения
Основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
Проектная технология
Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Игровая технология
Технология проблемного обучения основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:
- Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
Между двумя (или более) положениями
— Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
— «Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.
1) Проблемный вопрос перед чтением рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек»:
— Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?
2) Проблемное задание после работы над стихотворением А. Блока «Ветхая избушка»:
— Прочитайте стихотворение с грустью (1 вариант) и с радостью (2 вариант).
— Какое чтение правильно отражает настроение автора? Почему?
Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.
Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.
Так, работая над баснями И.А. Крылова, на уроках и дома ученики заполняли проектные листы. После изучения темы выполнили творческие работы (кроссворды, ребусы)
Прием «Шесть шляп» из технологии «Шесть шляп мышления».
Данный прием включает в себя шесть различных типов мышления. Каждая цветная шляпа обозначает роль, определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа – объективные факты, информация; желтая шляпа – это положительное, позитивное мышление; черная шляпа – выявление противоречий, недостатков, их причины, называние только отрицательных черт; красная шляпа – изучение эмоции, возникшие при чтении текста, определение, как изменяются эмоции; зеленая шляпа – обладает творческим
началом, предполагает поиск новых граней в изучаемом материале; синяя шляпа – обобщение и анализ полученной информации, оценивание работы каждой творческой группы в соответствии с поставленной перед данной группой целью.
Прием использовался на материале рассказа В.Г. Короленко «В дурном обществе».
В начале урока учащиеся делятся на группы путем жеребьевки.
Задания групп:
«Белая шляпа». «Расскажите о событиях в повести (сюжет)».
«Черная шляпа». «С какими трудностями сталкивается Вася в повести?»
«Желтая шляпа». «Какие уроки извлек Вася из дружбы с семьей Тыбурция?»
«Красная шляпа». «Какие чувства испытывал Вася на протяжении повести?»
«Зеленая шляпа». «Что бы вы изменили в сюжете повести?»
«Синяя шляпа». «Какими качествами обладает «хороший» человек?»
Каждая группа работает в соответствии со своим заданием через призму проблемного вопроса. Иными словами, выполненное задание каждой группы должно помочь ответить на проблемный вопрос урока на заключительном этапе.
Приём «Работа с вопросником» из технологии «Смыслового чтения»
Данный прием работает на формирование умения анализировать и искать информацию тексте, интерпретировать и обобщать информацию, формулировать на ее основе прямых и сложных выводов, оценочных суждений
Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.
Вопросник:
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
1) Назовите главных героев произведения.
2) Где происходят события?
3) Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
4) Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
5) Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
6) Что однажды произошло?
7) Что случилось с собачкой через год?
8) Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
9) Чем заканчивается быль?
10) Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
11) Каково ваше впечатление от рассказа?
Прием «Тонкие и толстые вопросы» технологии «Смыслового чтения».
Задание: «Разделитесь на группы. Прочтите текст несколько раз. Сформулируйте вопрос по заданным шаблонам для своих одноклассников. Помни, что «тонкие» вопросы требуют краткого, однозначного ответа, «толстые» вопросы – размышления и рассуждения».
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Дайте несколько объяснений, почему…? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? |
Приём «Синквейн».
Синквейн — это стихотворная форма из пяти строк.
Как же пишется дидактический синквейн? Правила составления дидактического синквейна
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
Приводим пример синквейна по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
- Тучи
- Блуждающие, бездомные (холодные, свободные)
- Странствуют, мчатся, плывут
- Блуждающие тучи странствующие по свету
- Печаль
Стихотворение «Тучи » М.Ю. Лермонтов – читают, составляем синквейн. Работают все.
Реставрация текста.
Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна, как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Формирование читательской грамотности школьников на уроках литературы помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного профессионала.
Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Именно поэтому формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности – важнейшая задача современного учителя.
Мы выявили наиболее эффективные приёмы обучения для развития читательской грамотности учеников из технологии критического мышления «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником», «Мозговой штурм», «Написание творческих работ», «Создание викторины», «Логическая цепочка».
Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что овладение младшими школьниками читательской грамотностью — сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя. Такая работа должна систематически проводиться на уроках литературного чтения. Это позволит привить ученикам интерес к чтению, будет способствовать развитию гармоничной всесторонне развитой личности, и, конечно, поможет воспитать из младшего школьника квалифицированного читателя.
Использованная литература
- Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса: сборник научных статей / А. Е. Белькова, П. А. Чубак // Молодой ученый, 2016. – 1842 с.
- Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык – Москва: Логос, 2004. – 28 с.
- Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности школьников. – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – 228 с.
- Орлова, В.А. Рекомендации по повышению читательской компетенции в рамках национальной программы поддержки и развития чтения. – Москва: Педагогика, 2008. – 136 с.
- Пинская, М.А. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности школьников? // М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова // Вопросы образования. – 2009. – 112 с.
- Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозова. – Москва: Просвещение, 2008 – 120 с.
- Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО: сборник тезисов международной научно-практической конференции. 7 апреля 2016 года // «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2016. – URL: http://irost45.ru/materialy_konferencijj_i_pedagogicheskikh_chtenijj/ (дата обращения: 09.01.2021)
- Цукерман, Г.А. Становление читательской грамотности, или Новые похождения. Тяни-Толкая / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2015. – 368 с.
- Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин. – Москва: Институт практической психологии, 2018 – 186 с.